Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты. Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Храм на трехгорке

Сейчас Арбат и Большую Молчановку разделяет широкое полотно Нового Арбата, и они кажутся далекими друг от друга. А прежде считалось, что улицы проходят совсем рядом - всего каких-то 200 метров от одной до другой по тихим приарбатским переулкам, среди которых затерялись Большая и Малая Молчановки и Собачья площадка с уютным фонтанчиком.
В 1920-х годах церковь Николы на Песках была чрезвычайно популярна у арбатских прихожан. Принимая решение о ее сносе, Московский совет ханжески предложил перевести ("группу верующих... в церковь так называемую Николая на Б. Молчановке ра сстояние менее 1/4 км)" . Церковь "так называемую Николая", которая тоже была уже обречена на снос, разрушили в 1934 году. Называлась она "церковь Святого Николая Чудотворца на Курьих Ножках" . Название напоминает, что в этих местах, у Поварской слободы, находились когда-то государевы птичьи дворы (впрочем, существуют и другие версии происхождения этого названия). В 1635 году церковь фигурирует в официальных документах как уже действующая, но тогда она была деревянной.

Церковь Николая Чудотворца на Курьих Ножках, фото конца 19 века

В 1681 году деревянную церковь разобрали и перенесли на Пресню, бывшую тогда пригородом, а приходу Никольской церкви на Курьих ножках Каменным приказом были выделены средства для строительства каменного храма. В том же 1681 году возвели главную церковь, в 1722 году пристроили придел великомученицы Екатерины, в 1805 - трапезную и колокольню.
По тогдашней традиции церковное здание окружали дома священнослужителей. В одном из этих домов в 1810 году поселился с семьей Сергей Львович Пушкин , переехав сюда из Кривоарбатского переулка . Известный москвовед Сергей Романюк обнаружил в архивах сведения об этом забытом факте. С.Л. Пушкин снял дом у священника церкви Николы на Курьих Ножках отца Василия Иванова . Небольшой деревянный домик выходил фасадом в Борисоглебский переулок . Тихое, зеленое, уютное место очень подходило для семьи с маленькими детьми. Но жизнь Пушкиных была омрачена здесь двумя страшными потерями: 12 сентября 1810 года умерла Софья , маленькая сестра Александра , ей был 1 год и 8 месяцев, а 27 декабря того же года умер пятимесячный Павел .


Сергей Львович Пушкин, отец поэта

Это был последний московский дом, в котором Александр Пушкин жил ребенком - в июле 1811 года отсюда, из Борисоглебского переулка у Арбата, его отправили учиться в Петербург, в Лицей. Но Александр Сергеевич полюбил эти места и, вернувшись в Москву уже взрослым человеком, снял квартиру на Арбате. Москвичи всегда считали Пушкина именно арбатцем , первые биографы поэта даже ошибочно указывали, что он здесь родился.
Деревянный дом священника Иванова был поглощен московским пожаром 1812 г. Сцены пожара, описанные Львом Толстым в "Войне и мире" , происходили как раз в этих местах, между Поварской и Арбатом, которые превратились в сплошное море огня.
После войны церковь восстановили, и она своим особым уютом привлекала к себе москвичей со всей округи.
В начале ХХ века, в годы войн и революций, многие посещали именно этот храм, хотя по соседству было множество других. Алексей Толстой , проживавший в 1915 - 1918 годах рядом, на Малой Молчановке, тоже хорошо знал церковь Николы на Курьих ножках. Вероятно, не случайно героинь романа "Хождение по мукам" Катю и Дашу он сделал прихожанками именно этой церкви.Ведь в Староконюшенном переулке, где в старинном особнячке поселились в 1914 году сестры, была своя почитаемая церковь - Иоанна Предтечи, а если говорить о Святом Николае, так по пути из Староконюшенного на Молчановку можно было найти и другие Никольские храмы, поближе. И все же на Страстной неделе героини Толстого посещали именно церковь "Николы на Курьих ножках, что на Ржевском" (имеется в виду Ржевский переулок , проходивший рядом с церковью). Сюда Катя, работавшая как и Даша сестрой милосердия в военном лазарете, привозила на Пасху святить куличи для раненых... Вероятно писатель полагал, что особый мир духовности, царивший в этой церкви, соответствовал внутреннему миру его героинь...


Алексей Толстой

Особые ощущения от посещения этой церкви возникали и у Ивана Бунина . Перед отъездом в эмиграцию он пришел в эту церковь проститься с Россией.
В своем дневнике Бунин записал: "Вчера от Ушаковой зашел в церковь на Молчановке - "Никола на Курьей ножке". Красота этого еще уцелевшего островка среди моря скотов и убийц, красота мотивов, слов дивных, живого золота дрожащих огоньков свечных, траурных риз - всего того дивного, что все-таки создала человеческая душа и чем жива она - единственно этим! - так поразила, что я плакал - ужасно, горько и сладко.
Сейчас был с Верой там же. "Христос воскресе!" Никогда не встречал эту ночь с таким чувством! Прежде был холоден" .
Через 16 дней Бунин навсегда покинул Россию...


Иван Бунин с женой Верой Муромцевой

На этой пасхальной службе И. Бунин встретил в церкви и другого прихожанина - А. Толстого . Упоминает об этом Бунин с некоторым раздражением, впрочем характерным для его дневниковых записей 1917 - 1918 гг. Слишком напряжены были нервы писателя в период революционных событий, слишком много потрясений пришлось пережить, слишком многие собратья по перу раздражали - казалось, уж очень легко они переносят случившееся, не понимают, не ощущают трагизма событий, и делают, и говорят не то... "У светлой заутрени Толстой с женой. В руках - рублевые свечи. Как у него все рассчитано! Нельзя дешевле. "Граф прихожанин"! Стоит точно в парике в своих прямых бурых волосах a -la мужик".
(И. Бунин. "Дневник 1917 - 1918 гг." Запись от 4 мая (21 апреля) 1918 г.)


Церковь Николая Чудотворца на Курьих Ножках в 1920-х годах

Вскоре после того, как закрыли и уничтожили церковь Николы на Песках, закрыли и церковь Николы на Курьих ножках, куда "заботливо" перевели николопесковский приход. В 1934 году церковь на Большой Молчановке разобрали "для добычи стройматериалов" . Позже на месте церкви была построена типовая школа.


Угол Большого Ржевского переулка и Большой Молчановки , фото начала 1960-х годов. За бывшей церковной оградой видно типовое здание школы постройки середины 1930-х годов, появившееся на месте церкви. Теперь снесено и оно, уступив участок офисному зданию современной постройки.

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм святителя Николая на Трех Горах за свою многовековую историю не раз менял свое название и неоднократно перестраивался. В летописях 1628 года упоминается его прародительница - церковь Николы во Псарях. Такое название она получила по причине перевода сюда Царского Псарного двора в середине XVII века. Эта приходская церковная община переселялась по городу неоднократно, и, что удивительно, всегда переносила с собой церковь, вероятно поэтому некоторое время она носила название "храм Николы на курьей ножке".

Храм святителя Николая на Трех Горах

В 1695 году Псарный двор был расположен в урочище Три Горы, за заставой, названной Трехгорной. Изначально это был деревянный храм, затем в 1762-1775 годах он был отстроен в камне в селе Новое Ваганьково с тремя престолами. Главный - в честь иконы Богородицы «Живоносный источник», два предела - в честь и святителя Со временем его пределы постепенно расширялись, и в 1860 году были отстроены высокая колокольня и трапезная, площадь владений увеличилась больше чем в два раза.

Храм святителя Николая на Трех Горах - архитектурный памятник XIX века и объект культурного наследия. Известен очень любопытный факт, связанный с этим сооружением. Оказывается, в 20-х ХХ столетия годах здесь служил регентом А.В. Александров, который стал автором гимна Советского Союза.

Прихожанами церкви были простые люди, крестьяне и рабочие, однако встречались и достаточно состоятельные люди, в их числе фабриканты Прохоровы, которые владели Трехгорной мануфактурой.

Все пристройки не создавали гармоничный архитектурный ансамбль, поэтому было решено перестроить полностью и саму церковь по проекту известного русского архитектора Г.А. Кайзера на деньги богатых торговцев Копейкиных-Серебряковых, которые жили в приходе церкви. 1 декабря 1902 года обновленный храм освятили. Однако окончательно все строительные и отделочные работы закончились только к 1908 году.

Церковь Николая Чудотворца

От пагубных разрушений церковь спасли те же рабочие Трехгорной мануфактуры. В самые неспокойные и опасные 1905 и 1917 годы они организовали охрану собора, который находился прямо в эпицентре всех революционных событий, происходивших на Пресне. Благодаря этому храм не был разграблен и разрушен.

Однако в начале 20-х годов церковь сохранить не удалось, сначала она была разорена, а потом и вовсе закрыта. В 1929 году ее перестроили, были разрушены купол и колокольня. Новая власть разместила там клуб, а немного позднее дом пионеров им. Переулок, имевший название Никольский, тоже стал носить имя героя-пионера.

Долгожданная оттепель

И вот уже в наше время после развала СССР правительство Москвы подписало распоряжение о возращении здания с прилегающей к нему территорией во владение РПЦ.

Храм святителя Николая на Трех Горах был незамедлительно подвергнут капитальной реставрации и восстановлен в первоначальной красоте. Сегодня он работает, открыты даже библейский колледж, воскресная школа, клуб реконструкции средневековых народных культур.

Посетить этот храм можно по адресу: г. Москва, Нововаганьковский переулок, дом 9, корп. 1. Настоятелем сейчас является протоиерей Дмитрий Рощин, назначенный 11 февраля 2016 года.

Расписание богослужений

Утреня литургия - начало в 8.00 (по средам, пятницам и субботам). В великие праздники и по воскресениям - начало в 9.00. Накануне в 17.00 - вечерня. В 18.00 по средам читается акафист св. Николаю Чудотворцу. В 8.00 по воскресеньям - молебен и освящается вода.

Поминание святого Николая проходят по настоящему времени: 11 сентября - рождество святителя, 22 мая - день перенесения его честных мощей, 19 декабря - праздник чествования святого Николая.

В храме также есть свои святыни. с мощами святителя Николая (для поклонения его выносят из алтаря только на воскресных литургиях), а также св. Николая с мощами и ковчежец с мощами св. Димитрия Ростовского.

История прихода храма святителя Николая на Трех Горах началась в первые годы XVII века. У западной стены Кремля, на правом берегу реки Неглинки, тогда располагалось поселение служащих царского псаренного приказа – учреждения, отвечавшего за охотничье дело при дворе и за содержание царских зверинцев. Еще в XVI веке псари – выходцы из Малороссии – ввели в практику приготовления пищи специальные приспособления – ваганы, представлявшие собой выдолбленные из дерева большие корыта. Со временем и сами «псаревики» стали называться «ваганами», а их слобода получила название Ваганьково. И в наше время небольшой район Москвы позади комплекса зданий Российской государственной библиотеки называется Старое Ваганьково.

У псарей был свой храм, посвященный святителю Николаю Мирликийскому. Бурные события первой половины XVII века отражались не только в политике и экономике Московского царства, но и во вкусах и пристрастиях двора. Ослабление интереса высших лиц государства к охоте и зверинцам сильно пошатнуло позиции псаренного приказа, и около 1637 года ваганов решили переселить подальше от Кремля, в урочище Три Горы за Пресней. Туда же переехал и церковный приход. Возникшее поселение получило название Новое Ваганьково, и в нем отстроили деревянный храм во имя святителя Николая. В 1695 году это сооружение полностью перестроил живший по соседству думный дьяк Гавриил Деревнин.

В конце XVII века Три Горы были малолюдным местом с очень небогатым населением, но в первой половине XVIII ситуация резко меняется, так как урочище превращается в дачный поселок состоятельных москвичей. Некоторые вельможные особы впоследствии стали постоянными жителями района и были приписаны к Свято-Никольскому приходу.

Разрешение на строительство первого каменного храма на месте деревянного было получено в мае 1763 года. Он был небольшим, и в последующие годы его расширяли, добавляя приделы – сначала придел святителя Димитрия, митрополита Ростовского, а затем, в 1785 году, придел во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник».

«Золотой век» Свято-Никольского прихода в Новом Ваганькове наступил в первые годы XIX столетия. Тогда по соседству с храмом на берегу Москвы-реки купцы Прохоров и Резанов основали ситценабивную фабрику, впоследствии ставшую знаменитой прохоровской Трехгорной мануфактурой. Появление в районе сословия фабричных рабочих коренным образом изменило состав его жителей. Почти сто лет, вплоть до 1896 года, Прохоровы были старостами храма. Их деятельность оставила заметный след не только в экономической, но и в церковной жизни Москвы.

Во время Отечественной войны 1812 года Три Горы пострадали от пожаров и грабежей меньше, чем другие районы города, поскольку французские войска заняли его несколько раньше. Немалую роль в сохранения района и его храмов сыграли дипломатические способности основателя династии В.И. Прохорова и его старшего сына, не покидавших город.

После эпидемии холеры, прокатившейся по Москве в 1848 году, «в благодарность Господу Богу за избавление» от нее Свято-Никольский храм решили полностью перестроить, увеличив его площадь в два с половиной раза. Строительство осуществлялось исключительно на деньги, собранные прихожанами.

Особо стоит упомянуть настоятелей храма, служивших в нем всю вторую половину XIX века. Хотя протоиерей Руф Ржаницын и сменивший его иерей Евгений Успенский не оставили после себя богословских трудов и их имена не отражены в энциклопедиях и справочниках, они были выдающимися тружениками на ниве духовного окормления народа. Чтобы оценить их труд, достаточно отметить, что в период их настоятельства Свято-Никольский приход был самым крупным в Москве. Вечерние и утренние богослужения совершались ежедневно, а в воскресные и праздничные дни в храме нередко служили три литургии.

Приходом велась активная попечительская и социальная деятельность. Так, в 1861 году при храме был создан Попечительский совет о приходских бедных, который собирал сведения о неимущих прихожанах и доводил до них «адресную помощь», иначе попадавшую в руки мощной корпорации профессиональных нищих. Кроме того, отец Руф основал первую в Москве женскую двухклассную приходскую школу, призванную дать девушкам новые знания и навыки в условиях резко усложнявшейся жизни большого города. В начале 1900-х годов в этой школе обучались почти 90 воспитанниц.

Постоянный рост числа прихожан потребовал еще одной капитальной перестройки храма. Она началась в 1900 году на основе проекта, подготовленного известным архитектором Г.Кайзером и утвержденного самим Императором Николаем II. Средства на работы выделила семья Копейкиных-Серебряковых, владельцев крупной фирмы розничной торговли. Генреконструкция была полностью закончена в 1908 году (отметим, что проект Кайзера был воспроизведён при восстановлении храма в 1991-2000 годах).

События 1905 года, эпицентром которых был район Пресни, не имели серьезного отражения на жизни и деятельности Свято-Никольского прихода. Численность его прихожан оставалась стабильной, а порядок в районе храма поддерживали сами рабочие Трехгорной мануфактуры. Эта ситуация повторилась и в мятежном 1917 году. На Трех Горах было относительно спокойно даже во время уличных боев в городе. Наверное, тот факт, что приход на 90% состоял из рабочих крупного предприятия, объясняет и относительную безопасность причта храма во время репрессий 1918 года, унесших жизни более 3 тысяч клириков только в Центральной России.

Несмотря на мощное развертывание государственного атеизма, вопрос о закрытии храма не стоял до второй половины 1920-х годов. Как и все московские храмы и монастыри, весной 1922 года он пережил кампанию изъятия церковных ценностей, утратив более 12 пудов золотых и серебряных изделий. Но духовная жизнь не прекращалась. Стоит отметить, что в 1920-х годах одним из регентов храма был Александр Васильевич Александров, в дальнейшем автор гимна СССР и основатель Ансамбля песни и пляски Советской Армии. Именно в русской духовной музыке находятся истоки мощного, впечатляющего звучания работ этого незаурядного музыканта.

Храм святителя Николая на Трех Горах был закрыт, несмотря на многочисленные просьбы верующих, в 1930 году. Судьба его клириков точно не установлена, но не исключается, что большая часть из них погибла в годы различных репрессий. Здание было перестроено и использовалось как дом культуры имени Павлика Морозова.

Решение о возращении здания Церкви принято Моссоветом в 1990 году. Реконструкция и перестройка проводились с 1991 по 2000 годы. Регулярные богослужения возобновлены в 2001 году. С 2009 года в храме поют певчие Московского Синодального хора под руководством заслуженного артиста России Алексея Пузакова.

Построен в 1762-85 в урочище «Три Горы», за Трехгорной заставой, в слободе Новое Ваганьково на месте одноименного деревянного храма (1695). Сюда в 1678 переселили царских псарей и скоморохов, первоначально находившихся в слободе Старое Ваганьково (ок. Кремля). Существует несколько версий происхождения слова «ваганьково»: от «ваганить» - потешать, шутить; «ваганец» - место сбора денежного налога; от «ваган» («важан») - жителей Вяжской области, переселенных в Москву. В 1860 coopужены новые трапезная и колокольня. Около 1892 приделы свт. Николая Чудотворца и свт. Димитрия Ростовского вынесены из трапезной вперед в линию с главным престолом. В 1900-1902 на средства Г.Ф. и Н.Ф. Серебряковых к старому храму был пристроен новый с главным престолом в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (архитектор Г.А.Кайзер). Расписан внутри в 1908.

В 1922 из храма власти изъяли св. 12 пудов золотых и серебряных украшений и церковной утвари. Закрыт в 1929. Сильно перестроен Разрушены главы храма и колокольня до первого яруса, в трапезной пробит второй ряд окон.

До 1990 в здании размещался Дом культуры, затем оно находилось в запустении. В 1992 возвращен РПЦ. Начались реставрационно-восстановительные работы. Богослужения возобновились в декабре 2000.



Эта церковь впервые упоминается в 1683 г. в слободе Новое Ваганьково на Трех Горах, куда, согласно московскому преданию, были переселены скоморохи, первоначально жившие в слободе Старое Ваганьково, напротив Кремля за Неглинной. В 1695 г. выстроили новый деревянный храм восточнее, ближе к Москве-реке. После возведения Камер-Коллежского вала храм оказался в черте Москвы, у Трехгорной заставы. Каменный трехпрестольный храм с трапезной и колокольней возвели в 1762-1785 гг. Главный престол - иконы Божией Матери «Живоносный Источник», приделы в трапезной - святителей Николая и Димитрия Ростовского. По старой московской традиции храм продолжали называть Никольским даже в официальных документах. Построенный в стиле классицизма, он был завершен ротондальным куполом, боковые фасады имели классические портики.

В 1860 г. выстроили новые трапезную и колокольню. Около 1892 г. приделы вынесли из трапезной на восток, в линию с алтарем главного храма. В 1900-1902 гг. был выстроен новый главный храм, средства на строительство которого пожертвовали Г.Ф. и Н.Ф. Серебряковы. Проект здания и его внутреннего убранства создал архитектор Г.А. Кайзер. Освящение главного престола в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» произошло 1 декабря 1902 г. Был устроен великолепный пятиярусный иконостас, иконы написаны по золотому фону, сделана новая утварь и новые ризы на иконах. В 1908 г. храм внутри расписали.

Храм закрыли в январе 1930 г. Долгое время здание занимал детский клуб имени Павлика Морозова. Главы храма и колокольню до первого яруса сломали. В трапезной сделали второй этаж и пробили второй ряд окон. В 1990 г. детский клуб Павлика Морозова выехал из здания, бросив внутри разбитую статую пионера; крыша частично обвалилась. В середине 1991 г. Никольский храм вернули общине верующих. Капитальная реконструкция продолжалась почти десять лет. В результате храму был возвращен вид, который он имел после последней предреволюционной перестройки начала 1900-х годов. Богослужения возобновились в 2001 г. Святыни храма: частица мощей святителя Николая, чтимая икона Спаса Нерукотворного образа XVI века, принесенная из храма апостола Андрея Первозванного, куда его передала Мария Миронова после смерти ее сына, артиста Андрея Миронова.

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и и часовни