Презентация на тему македонское войско. Презентация на тему "восточные походы александра македонского". «Завоевания Александра Македонского»













Включить эффекты

1 из 13

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

Урок разработал и провёл учитель истории и обществознания МОУ « СОШ с Моховое» Ершовского района Саратовской области Елфимов Сергей Александрович

Слайд 2

План урока

Гибель Персидского царства. Поход на край земли.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Битва при Иссе

Слайд 6

Захват Тира и основание Александрии

Семь месяцев Александр осаждал город. Город взяли штурмом, разграбили, тысячи его защитников были казнены и проданы в рабство. На берегу Средиземного моря македонский завоеватель основал город, которому дал своё имя – Александрия Вопрос: На основание вышеизложенного, сделайте вывод о личных качествах полководца.

Слайд 7

Битва при Гавгамелах

Слайд 8

Захват Вавилона и Персеполя

Взяв Вавилон, который без боя сдал сатрап Вавилонии Мазей, Александр велел восстановить разрушенный персами храм главного божества Мардука, за что жрецы провозгласили его царем Вавилона. Персеполь, столицу Персидского царства, Александр объявил самым враждебным из азиатских городов и отдал на разграбление своим воинам. Источники единодушны в описании страшного разгрома, которому подвергся этот богатейший город.

Слайд 9

Поход на край земли

Поход начался весной 327 г. до н. э., продолжался более двух лет и завершился подчинением в той или иной форме обширных территорий по Инду. Но эти приобретения достались дорогой ценой. К началу 324 г. до н. э. остатки армии Александра соединились с флотом Неарха около Суз, Поход завершился. Согласно Плутарху, лишь четверть армии вернулась из похода.

Слайд 10

Слайд 11

Историческое значение восточного похода

На Восток хлынул большой поток греков и македонян, которые осели здесь, принеся иные формы социальных отношений. Некоторые из построенных Александром городов становятся центрами политической и экономической жизни. В результате похода раздвинулись географические рамки тогдашнего мира, были проложены новые пути сообщения, расширилось судоходство - все это способствовало развитию экономики, торговых связей. Поход принес новые знания в области географии, биологии, этнографии и др. Он знаменовал начало нового этапа в истории Восточного Средиземноморья, который характеризуется сложными и противоречивыми процессами взаимодействия греко-македонских и местных начал,-эпохи эллинизма.

Слайд 12

Сравните поход Александра Македонского с маршрутом, который вы проложили в контурной карте.

Слайд 13

Домашнее задание

Посмотреть все слайды

Конспект

Предмет: история 5 класс

Цели урока:

Задачи:

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие:

Умения выделять главное

Оборудование:

1. Медиапроектор

3. Учебник

4. Тетрадь

Ход урока.

II. Изучение темы по плану

Личность Александра Македонского.

Победы войска Александра Македонского. Важнейшие битвы.

Гибель Персидского царства.

Поход на край земли.

Основные сражения.

В 334.до.н.э.- начало похода.

2. Средства достижения целей

3. Результаты деятельности.

Текст документа

<...> <...>

<...>

200 000 персов при Гавгамеле?

Урок с применением информационно коммуникационных технологий

«Завоевания Александра Македонского».

Предмет: история 5 класс

Разработал учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ с Моховое» . Саратовская область Ершовский район Елфимов Сергей Александрович.

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с восточным походом Греко- македонских войск.

2.Подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

3. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представление у учащихся об основных датах, понятиях и личностях эпохи

Сформировать представления об основных процессах и причинно-следственных связях данного периода

Воспитательные:

Создать условия для того чтобы дети составили наиболее полное представление о добре и зле на примере личности Александра Македонского

Сформировать навык преодоления трудностей в процессе обучения при помощи ИКТ

Развивающие:

Создание условий для развития навыков логического мышления

Умения выделять главное

Оборудование:

1. Медиапроектор

2. Карта « Древняя Греция в V в.до н.э.

3. Учебник

4. Тетрадь

Исходя из требований программы, на уроках истории, дети должны учиться давать характеристику и оценку деятельности участников исторических событий. Поэтому, на этом уроке целесообразно познакомить учащихся с памяткой, которая поможет им в этом.

Памятка для оценки государственного деятеля.

Интересы какого класса выражал? В чём состояли цели и стремления этого класса.

Какими личными качествами обладал? Насколько он подходили для решения поставленных целей?

Какие средства использовал для достижения цели? Оцените их.

Какие результаты имела его деятельность? Оцените их.

Ход урока.

1. Актуализация полученных знаний организуется учителем в двух направлениях – фронтальный устный опрос и опрос по карточкам.

Фронтальный опрос затрагивает такие вопросы как сравнение государственного устройства греческих полисов и Македонии и анализ объединения Македонии и невозможности данного процесса в Греции. В итоге учитель еще раз обращает внимание на причины потери Грецией независимости.

1.Какие причины способствовали завоеваниям Филиппа II?

2.Расскажите о мощи македонской армии.

3.На пьедестале статуи Демосфена написана знаменитая эпиграмма: «Будь у тебя, Демосфен, столь же мощная сила, как разум, сам Македонский Арес греков бы не покорил». Объясните смысл эпиграммы.

Какие черты личности Демосфена в ней отражены?

4.Покажите на карте Македонию и место сражения, после которого Гре​ция потеряла свою свободу. Почему греки победили в V в. Персию, но были подчинены Македонии?

5.Опросная карточка. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос:

Почему Греция потеряла независимость, анализируя особенности вооружения македонян, взаимоотношения греческих городов, тактики Филиппа.

II. Изучение темы по плану

Личность Александра Македонского.

Победы войска Александра Македонского. Важнейшие битвы.

Гибель Персидского царства.

Поход на край земли.

Учитель: Филипп II Македонский задумал поход против Персид​ского царства и рассчитывал на широкую поддержку греческого населе​ния.

В середине IV в до н.э. Персидская держава, доходившая до реки Инд, объединившая силой оружия множество стран и народов, развалива​лась. Правители областей (сатрапы) воевали друг с другом и отказывались подчиняться Дарию III. Недовольство властью персов у завоеванных стран росло. Особенно часто волнения происходили в Египте.

Однако совершить этот грандиозный поход Филиппу II не уда​лось. Продолжателем его замыслов стал Александр Македонский.

О юности Александра Македонского рассказывает сильный ученик (ему заранее даётся опережающееся задание)

Его сообщение может выглядеть таким образом.

Рассказывают, что Александр родился в тот самый день, когда грек Герострат, стремившийся хоть чем-нибудь прославить свое имя, сжег храм богини Артемиды, считавшийся одним из «семи чудес света» (356год до н.э.)

Александр считал себя потомком Геракла и Эака - деда знаменитого Ахилла,

самого доблестного из греческих воинов, сражавшихся под Троей.

С детства в Александре проявились честолюбие, смелость, вера в свои силы. В отличие от отца он стремился только к военной славе,

Александр был чрезвычайно высокомерен. Когда друзья однажды спросили его, не хочет ли он принять участие в Олимпийских состязаниях, он ответил: «Охотно, если мне придется соревноваться с царями».

Каждый раз, когда приходило известие о новой победе македонян, одержанной Филиппом, Александр с беспокойством говорил товарищам: «Боюсь, что отец совершит все сам и не оставит на кашу долю ни одного славного подвига!»

Александр был очень отважен и решителен. Эти качества прояви​лись в нем с детства. Однажды Филиппу предложили купить коня, про​званного за сходство его головы с головой быка Буцефалом (или Букефал). Конь оказался совершенно диким, поминутно вставал на дыбы, бил копытами и кусался. Никто не решался даже подойти к нему. Филипп отка​зался от покупки, но Александр крикнул: «Вы все трусы, раз отказываетесь от такого великолепного коня!» Он смело направился к коню (Александру тогда было 14 лет), схватил его за узду и повернул против солнца, затем не​которое время оглаживал коня. Когда лошадь привыкла к мальчику, тот вскочил на нее верхом. Так был укрощен Буцефал, ставший затем верным товарищем македонского завоевателя во всех его походах. «Дитя мое, - ска​зал Филипп II сыну, - ищи себе более подходящего царства. Македония для тебя слишком мала».

Александр получил прекрасное образование. Его учителем был ве​ликий ученый Аристотель. Он сумел привить способному мальчику не толь​ко интерес к военному делу и политике, но и увлечь его медициной и естест​венными науками. Впоследствии царь всегда сам лечил болезни своих при​ближенных и любил назначать им лекарства или диету.

С детства Александр пристрастился к чтению. С поэмой Гомера «Илиада» македонский завоеватель не расставался никогда.

Когда ему исполнилось 16 лет, Филипп, отправляясь в поход, пору​чил сыну управлять всей Македонией. Сын оправдал надежды отца.

В битве при Херонее (338 до н.э.) Александр командовал левым крылом македонской армии.

После гибели Филиппа на престол вступил 20-летннй Александр. В это время было неспокойно. Македонии со всех сторон грозили опасности. На севере восстали фракийские племена, на юге покоренная Филип​пом Греция готовилась вернуть былую свободу.

Александр усмирил фракийцев, затем осадил Фивы в Средней Греции, где собрались объединенные силы греков. Город был взят и раз​рушен, все жители проданы в рабство. Этим страшным примером Алек​сандр хотел запугать остальные греческие государства.

Александр готовился к походу в Персию и опасался, как бы в его от​сутствие греки снова не подняли восстание. Это побудило царя сменить сви​репую жестокость на иные методы воздействия. Он стал ласково принимать государственных деятелей и ученых, всячески стараясь расположить их к себе, и даже пощадил Афины, которым грозила участь Фив.

Александру предсказывали славную, участь героя и победителя -разрушителя великого Азиатского царства. Стремление к славе и великим подвигам наполняло его душу. Александр обладал тонким умом и гени​альным даром полководца. У него была и внешность героя: смелая по​ступь, горящий взгляд, сильный голос.

Александр совершил путешествие в город Кранию (возле Корин​фа), чтобы повидать жившего там философа Диогена. Множество греков собралось здесь, чтобы увидеть царственного юношу.

Один лишь философ не интересовался царем и спокойно сидел в своей бочке. (Он следовал правилу Сократа: чтобы быть счастливым и уподобиться божеству, человек должен довольствоваться малым, поэтому избрал себе жилищем бочку).

Когда Александр прибыл в Кранию, Диоген по обыкновению ле​жал посредине площади перед своей бочкой и грелся на солнце. Услышав шум, философ повернул голову, взглянул на приближающегося царя и его многочисленную свиту, но даже не пошевелился. Александр приветство​вал Диогена и спросил его, не нуждается ли он в чем-либо: все его желания будут немедленно исполнены.

«У меня одно желание, - ответил мудрец, - чтобы ты отошел в сторону и не заслонял мне солнца». С этими словами Диоген повернулся к Александру спиной и подставил солнцу другой бок. Положение царя было нелепым. Однако Александр сумел найти выход из глупого положения. Вместо того чтобы наказать, дерзкого, создав ему тем самым славу муче​ника, Александр улыбнулся и сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном!».

Таким образом, случай свел двух людей, стремления которых бы​ли совершенно противоположными:

Диоген ради истины отказывался от всего, лишая себя всего.

Александр хотел все подчинить себе.

Вопрос: Какие же черты характера и качества личности повлияли на становление великого полководца?

Убедившись, что греки примирились с македонским владычест​вом, Александр собрал всех представителей греческих государств и пред​ложил им объявить войну персам.

Эту войну Александр объявил общегреческим делом, связанным с возмездием за поругание эллинских святынь во время нашествия Ксеркса.В ходе беседы учитель подводит учащихся к провозглашаемой (отомстить персам за разрушения в рамках Греко-персидских войн) и реальной (захват территорий и грабеж) целям похода, которые фиксируются в тетрадях.

Итак, Александр, став царем после своего отца, продолжил его дело. Завоевал Фессалию и Фракию. А затем решил пойти на Восток. Что могло его привлекать на Востоке?

О Персии мы уже знаем как о могущественной державе. Давайте, сравним армии македонян и персов. Данные занесем в таблицу.(По ходу урока учащиеся добавляют соотношения сил в решающих сражениях)

Анализируя внутреннее положение Персии, учитель подводит учащихся к выводу, что ее ослабляли: восстания покоренных народов и междоусобицы.

Основные сражения.

В 334.до.н.э.- начало похода.

Работая с материалом учебника (стр.192-197) и картой на стр. 199, учащиеся прослеживают продвижение македонского войска и фиксируют в тетради даты и места сражений - р. Граник, Исс, Тир, Египет. Попутно учитель обращает внимание на появление новых черт характера Александра.

Говоря о Египте, учитель останавливается на причинах столь воодушевленной встречи там Александра и его армии.

Сражение у Гавгамелл учащиеся просматривают видиоролик, при этом учитель обладает возможностью останавливать происходящие события и давать дополнительную характеристику или вовлекать в анализ учащихся.

Изучая захват Вавилона и Персеполя, уничтожение прекраснейшего здания дворца, учитель возвращает учащихся к провозглашенной цели похода.

Поход в Индию и причины возвращения учитель предлагает изучить учащимся самостоятельно. Делая вывод, учащиеся отмечают усталость армии, долгую оторванность от родных мест, пресыщенность некоторых полководцев награбленным (реализация их целей), назревание бунта.

По возвращении Александр умирает в 323 году на 33 году жизни и после 12 лет и 8 месяцев царствования.

3.Эволюция личности Александра.

Сегодня мы узнали о такой личности как Александр Македонский. Людей невозможно оценить только с одной стороны – в них есть и плохое и хорошее. У выдающихся личностей и то и другое еще заметнее, потому что они могут влиять на судьбы других людей и даже стран. В итоге мы можем проследить то, как менялся Александр как личность. Вопросы для анализа:

1. Каковы его личные качества (работа с документом и в свете изученных событий – поведение в Египте, убийство Клита и др.). Подходят ли они для поставленных целей.

2. Средства достижения целей

3. Результаты деятельности.

Текст документа

ЮСТИН. «ПЕРЕРОЖДЕНИЕ АЛЕКСАНДРА». (ОТРЫВОК)

<...> После этого Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято ранее у македонских царей: Александр как будто заимствовал законы у тех, кого победил. Чтобы эта одежда, если он станет носить ее один, не показалась от этого особенно ненавистной, он и друзьям своим приказал одеваться в длинные пурпурные одежды, расшитые золотом. <...>

Кроме того, он стал устраивать невероятно пышные трапезы, чтобы его образ жизни не казался слишком трезвым и скудным, стал с царственной роскошью справлять пиры с играми, совершенно забыв, что такие нравы ведут не к укреплению мощи, а к потере ее.

В эту пору во всем лагере все стали возмущаться тем, что Александр оказался таким выродком, по сравнению с отцом своим, Филиппом, что даже отрекся от своей родины и перенял те самые персидские нравы, вследствие которых персы были побеждены. <...>

В итоге делается общий вывод, что Александр Македонский выдающийся полководец, создавший обширную державу, но, начав свою деятельность, как просвещенный монарх закончил ее как деспотичный правитель. Плюсом его достижений является попытка объединить достижения Запада и Востока в различных сферах человеческой деятельности, а минусом - то, что он так и не сумел создать эффективную систему управления обширным государством, и его держава повторила судьбу многих изученных нами подобных государственных образований.

4. Закрепление изученного материала.

1.Учебной рефлексией является работа с контурной картой. Учащиеся, пользуясь цветными ручками чертят путь армии Александра, затем сравнивает проложенный ими маршрут с картой. (данный вид деятельности вызывает интерес учащихся и позволяет закрепить полученные на уроке знания в большем объеме).

2. Оценка личности Александра Македонского (используйте памятку)

Итоги урока. Выставление оценок.

Для любознательных! Как могли 40 000 македонцев разгромить














1 из 13

Презентация на тему: Поход Александра Македонского на восток

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Александр Великий Александр Македонский родился 21 июля 356 до н. э. в македонской столице Пелла. Его родители - македонский царь Филипп II и дочь эпирского царя Олимпиада. В 334 до н. э. Александр отправился в свой знаменитый поход в Азию, растянувшийся на 10 лет. Результатом похода явилось создание огромной империи, простиравшейся от реки Истр (совр. Дунай) в Европе до реки Ганг в Индии. В 336 году отец Александра, царь Филипп был убит. Александр занял его место и в 20 лет стал правителем всей Македонии.

№ слайда 3

Описание слайда:

Битва при Гавгамелах В возрасте 21 года Александр вторгся в Персию. Под его натиском пало множество мелких деревень и городов. Но его целью был Вавилон. Сорокатысячной армии Александра противостояло 250-тысячная армия Дария III. Полководцам армии Александра казалось, что начинать атаку с таким войском – чистое безумие. Однако Александра это не остановило.

№ слайда 4

Описание слайда:

Ход битвы 1 октября 331 г. до н.э. состоялась первая великая битва Александра Македонского. Александр дал отдых войскам в укрепленном лагере. Персы, опасаясь внезапной атаки Александра, напряженно простояли день и ночь в полном вооружении в чистом поле, так что к утреннему сражению оказались морально надломлены усталостью и страхом перед македонцами. Атака началась с приказа Кассандру двинуться четырьмя колоннами вперед. Войско Дария не могло понять, куда уходит Александр, и Дарий приказал полководцу Бессу окружить его, что, возможно, не составило бы труда для столько многочисленной армии. Конницей Александра командовал Гефестион. Александр приказал ему двигаться вперед, за Кассандром. Центр Македонского войска принял атаку персов на себя, поставив вперед себя копья, защитившись щитами и медленно продвигаясь вперед. Правый фланг македонского войска растягивался, создавая видимость попытки окружить персидское войско. Дарий приказал стрелять лучникам по центру. Когда от стрел пала значительная часть центральной пехоты, Дарий бросил в ход конницу.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

В это время Парменион отдал приказ любой ценой не открывать бреши на левом фланге и следить за конницей слева. Колесницы Дария врезались в самый центр македонского войска, планируя уничтожить его. Но центр лишь расступился, завлекая конницу в кольцо. План Александра удался. Конница Дария, попавшись на его уловку, ринулась за ним. Кассандр прорывается в ряды персов, а Александр продолжает растягивать их левый фланг. Он повернул конницу налево, устремившись прямо в лоб Бессу следовавшим за Александром и пытавшемуся его опередить. Дарий же делал все возможное, чтобы не подпускать к себе ни одного македонца. Он приказал центру атаковать, по-прежнему оставляя вокруг себя армию на расстоянии нескольких сотен метров.

№ слайда 7

Описание слайда:

Левый фланг Александра во главе с Парменионом не выдерживал долгой осады. Нужно было отступать. Филота отправился к Александру, чтобы тот вернулся на помощь Пармениону. В этот момент Александр ворвался в образовавшуюся в персидской армии брешь. Александр чуть не погиб от руки варвара, когда тот занес над ним свой меч. Но Клит оказался проворнее и спас Александру жизнь. Александра опять атаковали, едва он принял бой, но на этот раз его спас бившийся с ним плечом к плечу Гефестион. И вот Александр увидел Дария. Он бросился на него, но не попал копьем. В страхе Дарий бросился бежать. Если бы Александр бросился за ним, то наверняка бы догнал, убил и стал бы полноправным правителем всей Персии. Но Филота прибыл в просьбой от его отца о помощи на левом фланге, до сих пор храбро и самоотверженно державшем оборону. Александр не смог подставить свою армию и бросился на помощь Пармениону. Войско Дария было разбито. Хотя сам Дарий бежал, его тело нашли спустя некоторое время в ущелье прилежащих гор. В 25 лет Александр стал правителем всего мира.

№ слайда 8

Описание слайда:

Итоги битвы Консервативный подход позволяет оценить потери армии Александра Македонского в 1200 человек (из них 100 гетайров); персов погибло если и не 30 тысяч, то по меньшей мере в 10-20 раз больше, чем у македонцев. После битвы при Гавгамелах Александру сдался Вавилон и другие города Персидской империи, причем персидские вельможи присягают на верность Александру, новому повелителю Азии. Царь персов Дарий III бежит на восток в надежде собрать там армию, но был захвачен, а затем и убит собственным сатрапом Бессом. Персидская держава прекратила свое существование.

№ слайда 9

Описание слайда:

Поход в Среднюю Азию (329-327 гг. до н. э.) Александр, мечтая стать царём всего сколько-нибудь цивилизованного мира, оказался вовлечённым в длительную кампанию в Средней Азии, продолжительностью в 3 года (329 - 327 гг. до н. э.). Эта война не напоминала прежние сражения больших армий. Местные племена действовали партизанскими методами, набегами и отступлениями, восстания вспыхивали в разных местах, и македонские отряды, рассылаемые Александром, в отместку уничтожали целые селения. Боевые действия велись в Бактрии и Согдиане. В Согдиане Александр нанёс поражение скифам, считавшимся непобедимыми. Для этого ему пришлось перейти за реку Яксарт (ныне Сырдарья). В горах Согдианы и Бактрии местное население при приближении македонян отсиживалось в горных крепостях, неприступных от самой природы, но Александру удавалось захватить их, если не штурмом, то хитростью и настойчивостью. В Бактрии летом 327 до н. э. Александр женился на Роксане, дочери местного вельможи Оксиарта, не столько из политических соображений, как было принято у македонских царей, сколько по любви (по мнению античных авторов). К 326 до н. э. оставшиеся в живых жители Согдианы и Бактрии подчинились Александру. Далее путь великого завоевателя лежал дальше на восток, в сказочную Индию.

№ слайда 10

Описание слайда:

Поход в Индию Весною 326 до н. э. Александр вторгся в земли индийских народов со стороны Бактрии через Хайберский проход, покорил ряд племён, перешёл реку Инд и вступил во владение царя Таксила Таксил присягнул Александру, надеясь с его помощью одолеть соперника, царя Пора. Пор выставил армию и 200 слонов на границах своей земли, и в июле 326 до н. э. произошла битва на реке Гидасп, в которой войско Пора было разгромлено, а сам он попал в плен. Александр оставил Пора царём, и даже расширил его владения. Это была обычная политика Александра в завоёванных землях: ставить прежних властителей в зависимость от себя, стараясь при этом сохранить им противовес в лице других удельных властителей. В конце лета 326 до н. э. продвижение Александра на восток завершилось. При подходе к реке Ганг македонское войско отказалось следовать за царём. Причиной неповиновения были недовольство и утомление от длительного похода, конца которому не просматривалось. Непосредственным поводом же явились слухи об огромных армиях с тысячами слонов за Гангом. Александру, смирив гордыню, пришлось повернуть армию на юг, чтобы при отступлении в Персию захватить как можно больше новых стран.

№ слайда 11

Описание слайда:

Примерно с ноября 326 до н. э. македонское войско в течение 7 месяцев сплавляется вниз по рекам Гидасп, потом Инд, по пути делая вылазки и покоряя окрестные племена. В одном из сражений за город маллов (январь 325 до н. э.) Александр был тяжело ранен стрелой в грудь. Раздражённый противодействием и пассивным мужеством народов Индии Александр истребляет целые племена, не в силах остаться здесь на длительный срок, чтобы привести их к покорности. Часть македонского войска под началом Кратера Александр отправил в Персию, а с оставшейся частью достиг океана. Летом 325 до н. э. Александр двинулся от устья Инда в Персию вдоль побережья Индийского океана. Возвращение домой через пустыни Гедрозии, одной из прибрежных сатрапий, оказалось тяжелее любого сражения; от зноя и жажды в дороге погибло много людей. В феврале 324 до н. э. Александр достиг Персии, завершив, таким образом, индийский поход.

№ слайда 12

Описание слайда:

Последние годы жизни Александра Великого В марте 324 до н. э. Александр вступил в город Сузы, где он и его армия предались заслуженному отдыху после 10-летнего военного похода. Обеспечив себе владычество над завоёванными землями, Александр приступил к окончательному устройству своей непрочной империи. Первым делом он разобрался с сатрапами на местах, казнил многих за плохое управление. Одним из его шагов по направлению к созданию единого государства из разнородных по культуре подданных была грандиозная свадьба, на которой он взял в жёны Статиру, старшую дочь царя Дария, захваченную в плен после битвы при Иссе, и Парисат, дочь персидского царя Артаксеркса III. Своих друзей Александр также одарил жёнами из знатных персидских фамилий. А всего, по свидетельству Арриана, до 10 тысяч македонян взяли себе жён из местных, все они получили подарки от царя. Серьёзная реформа произошла в армии: подготовлена и обучена по македонскому образцу фаланга из 30 тысяч юношей из азиатских народов. Местные аристократы зачислялись даже в элитную конницу гетайров. Беспокойство македонян вылилось в открытый бунт в августе 324 до н. э., когда простые солдаты обвинили царя чуть ли не в предательстве. Казнив 13 зачинщиков и демонстративно игнорируя солдат, Александр принудил к повиновению армию, которая уже не мыслила себе иного полководца кроме Александра. В феврале 323 до н. э. Александр остановился в Вавилоне, где стал планировать новые завоевательные войны. Ближайшей целью были арабские племена Аравийского полуострова, в перспективе маячила экспедиция против Карфагена. Пока готовится флот, Александр строит гавани и каналы, формирует войска из новобранцев, принимает посольства. За 5 дней до начала похода против арабов Александр заболел. После 10 дней жестокой лихорадки 10 июня 323 до н. э. Александр Великий скончался в Вавилоне в возрасте 33 лет, не оставив распоряжений о наследниках.

№ слайда 13

Описание слайда:

После Александра По современным представлениям Александр умер от малярии. Были версии об отравлении царя Антипатром, которого Александр собирался сместить с поста наместника Македонии, однако никаких доказательств этому не появилось. На македонский престол диадохи возвели сводного брата Александра, Арридея, ставшего царём-марионеткой под именем Филиппа III. Через месяц после смерти Александра жена Роксана родила сына, также названного Александром, который стал формальным соправителем Арридею. Из-за великой славы отца среди македонян Александра убили в 14-летнем возрасте вместе с матерью. Тогда же убили и Геракла, внебрачного сына Александра от наложницы Барсины. Ещё раньше были убиты Арридей и Олимпиада, мать Александра Великого.

Слайд 1

Поход Александра Македонского на Восток

Слайд 2

Первые победы
В 334 году до н. э. греко-македонское войско переправилось через пролив, отделяющий Европу от Азии. Преграждая путь войску Александра, на обрывистом берегу горной реки Граник стояли конные и пешие отряды персов.

Слайд 3

Надвигался вечер. Что делать? «Жди утра, царь, - посоветовал старый военачальник Парменион, - и нападай перед рассветом: застигнешь врага врасплох». «Стыдно нам, перешедшим морской пролив, бояться ручейка, - ответил Александр. - Трубите к наступлению!»

Слайд 4

Под градом стрел, преодолев быстрое течение и высокий крутой берег, конница македонян вступила в бой. В схватке Александр был окружен врагами. Военачальник персов длинным изогнутым клинком срубил гребень его шлема и вновь занес клинок. Гибель царя казалась неизбежной. Но в этот миг подоспел друг Александра Клит и пронзил перса копьем. Сражение окончилось победой македонян. Она открыла Александру путь в глубь Малой Азии. Одни города без боя признавали его власть, другие он покорил силой оружия.

Слайд 5

От битвы при Иссе до основания Александрии Египетской.
Персидский царь Дарий Третий двинулся во главе огромного войска навстречу Александру. Персы и македоняне встретились близ города Исс.

Слайд 6

Александр лично возглавил атаку своих войск и прорвался к самой колеснице персидского царя. Оказавшись в гуще сражающихся, Дарий испугался и бежал с поля битвы. Сопротивление персов было сломлено всего за два часа.

Слайд 7

Македоняне захватили не только лагерь персов, но и семью царя - мать, жену и двух дочерей. Александр тотчас послал сказать этим женщинам, что воюет только с Дари- ем, а им будут оказаны те же почести, к каким они привыкли на свободе.

Слайд 8

Дальнейшей целью Александра была Финикия. Богатый город Тир решил сопротивляться. Он был расположен на неприступном скалистом острове и окружен стенами. Более полугода длилась его осада. Жители Тира сражались не за Дария, а за свою свободу. Александру удалось окружить город кораблями, на которых были установлены тараны и метательные машины.

Слайд 9

Когда под ударами таранов рухнули стены, македоняне ворвались в город. Они разграбили и подожгли Тир, убили его мужественных защитников, тысячи жителей обратили в рабство.

Слайд 10

В эти дни Александр получил от Дария письмо. Царь персов предлагал мир. Он был готов дать в жены Александру дочь и половину царства - все земли до Евфрата. «Будь я Александром, - сказал седой Парменион, - я принял бы эти условия!» Но юному царю полцарства было мало. «Я поступил бы так же, если бы был Парменионом!» - ответил он. Поскольку решал все царь, война продолжалась.

Слайд 11

Египтяне встретили Александра как освободителя от персов. Жрецы объявили его богом и сыном бога Солнца, как то было принято в отношении фараонов. Военные успехи настолько вскружили голову Александру, что он принял решение жрецов с благосклонностью. Покоренные народы должны были поверить, что в их страны пришел бог и ему нужно безоговорочно подчиняться.

Слайд 12

В дельте Нила, где остров Фарос защищал от ветра морскую гавань, царь основал город, назвав его Александрией в свою честь. Он сам разметил места будущих площадей, улиц и храмов.

Слайд 13

Гибель Персидского царства.
В 331 году до н. э. начался поход Александра в глубь Персии. Целых четыре месяца шло войско. Наконец, пройдя воды Евфрата и Тигра, оно оказалось у селения Гавгамёлы, где в ожидании нашего времени, битвы стояли персы. Даже бывалых македонян встревожил вид огромной равнины, заполненной огнями вражеского лагеря.

Слайд 14

Дарий Третий собрал невиданную по размерам армию: колесницы, пехоту, конницу и боевых слонов, которых привели индийцы. Македонские военачальники советовали царю напасть на персов ночью. «Я не краду победу», - ответил Александр.

Слайд 15

Битва при Гавгамелах началась с атаки персидских колесниц. Бешено неслись кони, грозили смертью остро отточенные косы, приделанные к колесам и дышлам. Но македоняне вовремя расступились, и колесницы промчались, не причинив им вреда. Возницы гибли под градом македонских стрел. Построившись клином, македонская конница во главе с Александром в свою очередь атаковала персов, прорвала их строй и устремилась к тому месту, где находился Дарий. За конницей с боевым кличем двинулась фаланга. Из рассказов древних писателей об Александре Македонском

Слайд 16

Перед походом на Персию Александр решил побеседовать со старым мудрецом Диогеном. Царь застал его лежащим под открытым небом и греющимся на солнышке. Диоген слегка приподнялся при виде множества людей и пристально посмотрел на Александра. Поздоровавшись, царь спросил Диогена, нет ли у него какой-нибудь просьбы. «Есть, - ответил тот, - отступи чуть в сторону и не заслоняй мне солнца». Царю так понравился ответ, что он воскликнул: «Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном».

Слайд 17

В городе Гордии Александру показали колесницу, на дышле которой был запутанный узел. При этом царь услышал такое предание: кто развяжет узел, станет владыкой Азии. Александр решил испытать судьбу, но узел не поддавался. Тогда он выхватил меч и одним ударом разрубил его.

Слайд 18

И снова, как некогда при Иссе, Дария охватил страх. Вскочив на лошадь, он обратился в бегство, а за ним - его воины.

Слайд 19

Одержав победу, Александр занял Вавилон, Персеполь и другие древние города. Управлять вновь завоеванными областями он назначал как македонян, так и знатных персов. Между тем бежавший от Александра царь- неудачник Дарий Третий был убит своими приближенными. Войско провозгласило Александра «царем Азии». Он стал требовать, чтобы полководцы отвешивали ему земные поклоны, целовали край его одежды, почитали его как бога.

Слайд 20

Все это раздражало македонских военачальников. Однажды на пиру Клит стал упрекать Александра: «Ты возомнил себя богом! Победы над врагами, добытые нашей кровью, приписал себе одному!» В ярости Александр схватил копье и нанес Клиту смертельный удар. Тут же гнев царя угас, он пришел в ужас от содеянного, но жизнь другу, спасшему его от гибели в битве при Гранике, уже нельзя было вернуть.

Слайд 21

Цель Александра - завоевать весь мир
Пройдя с боями через восточные области Персидского царства, войско Александра вторглось в долину Инда. В кровопролитной битве с правившим здесь царем македоняне столкнулись с боевыми слонами. Лошади пугались огромных животных, но меткие лучники Александра ранили многих слонов. Те пришли в ярость, повернули назад и начали топтать своих же воинов. Александр и на этот раз одержал блестящую победу. Окрыленный успехами, он объявил о походе в долину Ганга. Однако его войско, измученное тяжелыми боями и переходами, отказалось повиноваться.

Слайд 22

Пришлось Александру повернуть назад. Десятилетний поход завершился в 325 году до и. э. в Вавилоне. В этом величайшем из городов Востока царь сразу же замыслил новый поход - на Запад, желая подчинить все страны до Атлантического океана. Но летом 323 года до н. э. Александр Македонский внезапно заболел и умер.

Слайд 23

Гибель дворца в городе Персеполе
Захватив Персеполь, македоняне шумно праздновали победу. Среди пирующих была острая на язык и бесстрашная афинянка Тайс. Когда все опьянели, она громогласно заявила, что желает своей рукой поджечь роскошный дворец Ксеркса. Пусть это будет местью давно умершему владыке персов за сожженные им некогда Афины! Слова Тайс были встречены гулом одобрения. Напрасно старый Парменион отговаривал от безрассудного поступка. Александр схватил горящий факел и во главе участников пира устремился вперед. Он первым поджег дворец, затем метнула факел зачинщица Тайс. Все вокруг запылало, огромное пламя поднялось над Персеполем. Вскоре, правда, Александр одумался и приказал тушить огонь, но было поздно. Одно из величайших зданий древности превратилось в развалины.

Урок истории в 5 классе по теме: «Поход Александра Македонского на восток» Полонников М.И., учитель истории Благовещенской сош Тел: (39174)


Содержание Великие люди Великие люди Великие люди Великие люди Три этапа похода (334 г. до н. э г. до н. э.): Три этапа похода (334 г. до н. э г. до н. э.): первые победы первые победы первые победы первые победы битва при Иссе битва при Иссе битва при Иссе битва при Иссе гибель Персидского царя гибель Персидского царя гибель Персидского царя гибель Персидского царя Окончание похода Окончание похода Окончание похода Окончание похода Александрия Александрия Александрия Задания Задания Задания


Александр Македонский «Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд» «Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд» «Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно» «Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно» «Для смелых нет никакой преграды, а для трусов нет никакой опоры» «Для смелых нет никакой преграды, а для трусов нет никакой опоры» Какие качества Александр Македонский ценил в человеке и воспитывал в себе


ДАРИЙ III, Кодоман Правил в гг. до н. э. –последний царь Персии из династии Ахеменидов. Кодоман был потомком знаменитого царя персов Кира Великого, но происходил из боковых ветвей. Правил в гг. до н. э. –последний царь Персии из династии Ахеменидов. Кодоман был потомком знаменитого царя персов Кира Великого, но происходил из боковых ветвей.










Окончание похода 325 г. до н.э. Граник Исс Гавгамелы Правитель Вавилона открыл ворота, и победители вошли в самый большой город персидской державы и Древнего мира. Вавилонские жрецы провозгласили Александра царем Вавилона и четырех сторон света. Вавилон


Смерть Александра 10 июня 323 г. до н.э. Александр внезапно заболел лихорадкой и умер. 10 июня 323 г. до н.э. Александр внезапно заболел лихорадкой и умер. Сразу же после смерти Александра началась борьба между его полководцами. В начале III века до н.э. на месте державы Александра возникло много государств. Главными из них были: Египетское, Македонское и Сирийское. Сразу же после смерти Александра началась борьба между его полководцами. В начале III века до н.э. на месте державы Александра возникло много государств. Главными из них были: Египетское, Македонское и Сирийское. Зная, что Александр прожил 33 года, посчитайте в каком году он родился.

«Македонские завоевания» - Упадок Греции в 4 в. до н.э. Аристотель. Усиление Македонии при царе Филиппе 11. Распад державы Александра Македонского. Демосфен. Македонские. Завоевания 4 век до н.Э. Образование державы Александра Македонского. Александр Македонский.

«История Александра Македонского» - План битвы при Гавгамелах. «Стыдно нам, перешедшим морской пролив, боятся ручейка. Первые победы 334 г. до н.э. Вавилонские жрецы провозгласили Александра царем Вавилона и четырех сторон света. Город возвышается над уровнем моря на тринадцать метров. Закрепление изученного по теме: Сопротивление персов было сломлено всего за два часа».

«Походы Александра Македонского» - Синтез политических, экономических и культурных элементов Запада и Востока привёл к рождению эллинизма. Цели проекта. К каким последствиям привели походы Александра Македонского на Восток? Выводы. Казаров Сергей Суренович, к.и.н.., доцент кафедры Всеобщей истории РГПУ. Этапы работы. Ход исследования.

«Македония Греция» - Города Эллады подчиняются Македонии. Македония. Кто такой Перикл? Какие изменения внес Перикл? Из-за чего начались междоусобные войны? Повторим изученное. Поработаем с учебником. План урока. Какие органы управления существовали в Афинах? Соотнесите имена и род деятельности.

«Завоевания Александра Македонского» - Начало войны. Граник. Конюхи Александра легко овладели повозками. Несколько персидских колесниц оснащенных косами прорвались сквозь строй лучников. Персы вновь были разбиты. Дарий предложил мир, по Александр ответил отказом. 1-я встреча Александра и Дария состоялась ок. г. Исса. Жрецы провозгласили Александра сыном бога Солнца.

«Александр Македонский» - Завоевание Александром Македонским Египта. Таис призывает поджечь Персеполь. Битва при Гавгамеллах 331 г. до н.э. Боевая колесница персов. Александр Македонский разрубает «Гордеев узел». Осадная башня македонцев. Походы Александра Македонского на Восток. Александрия Египетская. Всесильная македонская армия.

Всего в теме 17 презентаций