История и этнология. Факты. События. Вымысел. Фидий. Скульптура Древней Греции

Парфенон - символ западной цивилизации и одно из самых знаменитых сооружений в мире. Храм был построен в 5 столетии до нашей эры. Парфенон возвышается над Афинами с великолепной позиции на вершине священного холма Акрополь. Храм был построен в честь покровительницы города - богини Афины. Первоначально он был известен как Великий Храм, но затем получил имя Парфенон.

История Парфенона

Текущий Парфенон не был первым храмом, созданным здесь в античные времена. Сохранились следы двух более ранних храмов, немного меньших по размеру - один из них был построен из камня, а второй из мрамора. Вскоре после того, как в 480 до н.э персы разрушили все здания на Акрополе , Перикл приказал построить новый большой храм, назначив архитектора и скульптора Фидия для контроля за проектом. Дизайн Парфенона приписывают Калликрату и Иктину. Строительство началось в 447 до н.э. и храм был закончен всего девять лет спустя. До 432 года Фидий продолжал работать над великолепными скульптурами, которые украсили храм.


После античного периода Парфенон был преобразован в церковь, а во время османской оккупации Афин использовался в качестве арсенала. Он превратился в руины только в 1687 году, когда осадившие османов венецианцы атаковали Акрополь с холма Филопаппу. Во время атаки взорвались хранившиеся в Парфеноне боеприпасы, разрушив крышу, интерьер и четырнадцать колонн.

Храм Парфенон

Парфенон был создан как периптер - храм, окруженный колоннами в дорическом порядке. Храм размерами в 30.86 на 69.51 метров содержал две целлы (внутренние палаты). В восточной целле размещалась большая статуя богини Афины. Западная целла использовалась исключительно священниками и содержала казначейство Делианской Лиги (союза греческих городов-государств).


Парфенон был украшен многочисленными скульптурами и рельефами. На одних только фронтонах было приблизительно пятьдесят скульптур. Большинство сохранившихся до наших дней скульптур демонстрируется в британском Музее в Лондоне, в то время как некоторые можно увидеть в соседнем Музее Акрополя. Было два фриза: внутренний фриз в целлах и внешний фриз, который состоял из триглифов (вертикальные полосы) и метопов (прямоугольные фигуры) со вспомогательными скульптурами. Внутренний фриз был разработан Фидием и изображал Панафинеи - фестиваль в честь богини Афины. Многие метопы и части внутреннего фриза могут быть также найдены в Британском Музее.


Чтобы достигнуть визуального совершенства, создатели Парфенона использовали оптические трюки, бросая вызов законам перспективе. Колонны немного наклонены внутрь и имеют искривленную форму. В результате, горизонтальные и вертикальные линии сооружения невооруженным глазом кажутся совершенно прямыми.
Большинство людей думает, что у древних храмов всегда были естественные мраморные цвета. Но здания и статуи в Античный период часто были очень красочны. Парфенон не стал исключением: скульптуры на фризах, фронтоне и на крыше были окрашены ярко синими, красными и золотыми цветами.

Статуя Афины в Парфеноне

Главная цель храма состояла в размещении двенадцатиметровой статуи Афины Парфенос, созданной Фидием. Статуя Афины - одна из самых легендарных греческих статуй . Она была сделана из золота и слоновой кости вокруг деревянной оправы. Как и все другие скульптуры Парфенона, статуя была окрашена яркими цветами - преимущественно синими и красными. Афина была изображена в образе богини войны. На голове одет шлем, ее левая рука опиралась на щит, а в правой руке она держала статую крылатой Ники. К сожалению, оригинальная статуя потеряна, но современная полномасштабная точная копия Афины Парфенос находится в Нэшвилле (США).




Богиня Афина - наиболее странный (в плане мотивации) персонаж греческой мифологии.

Ведь она является богиней «умной» войны, но в то же время пытается решить все вопросы миром.

Она презирает мелочность других олимпийцев и редко вмешивается в их конфликты.

Но в случае угрозы самому Пантеону, Афина будет первой, кто вступит в бой.

Богиня Афина неоднократно служила карающим мечом Олимпа, наказывая наиболее самоуверенных смертных, но именно она основала самый великий город Греции, а потом осталась присматривать за этими смертными, после того, как боги Олимпа навсегда ушли.

И неудивительно, что её величайшее святилище, легендарный Парфенон тоже ждала очень непростая и временами просто удивительная судьба.

Где находится

Парфенон расположен в самом центре столице, на афинском Акрополе.
В центре Афин легко ориентироваться. Тут много пешеходных зон, а достопримечательности сосредоточены кучно. Заблудиться невозможно – над основной плоскостью города высятся две путеводных возвышенности: Акрополь и Ликавитос.
Акрополь (Akropolis) — в переводе с греческого: «верхний город» — построен на скалистом холме высотой 156 метров, который служил естественным укреплением при осадах.

Парфенон во времена античной Греции


Парфенон расположен на вершине Акрополя, ближайшая станция афинского метрополитена, от которой можно добраться сюда, так и называется – Akropolis.

От центра Афин до главной достопримечательности Греции ведет большая пешеходная улица Dionysiou Areopagitou.
Идите по ней прямо, никуда не сворачивая. Постепенно поднимаясь в гору, она приведет вас прямо к цели.

Парфенон в Афинах виден почти отовсюду и особенно красиво смотрится ночью, когда включают освещение.

Причём с первого взгляда на Акрополь можно понять, что боги играли в жизни греков очень важную роль - он буквально напичкан различными храмами и святилищами практически всех более-менее заметных олимпийцев, от могучего и грозного Зевса до вечно пьяного, но не менее грозного Диониса.

Стоит заметить, что Парфенон - не первое святилище Акрополя, посвящённое Афине. За 200 лет до его постройки, неподалёку от его нынешнего местонахождения существовал другой храм - Гекатомпедон. Учёные даже допускают, что какое-то время, храмы существовали параллельно.

История храма, кто построил Парфенон

Парфенон во время реставрации

Строительство Парфенона началось в 447 году до нашей эры. Проект приписывают архитектору Иктену, а строительством руководил Калликрат, который был практически придворным мастером правителя Перикла.

Помимо Парфенона, Калликрат построил ещё несколько храмов на Акрополе, а также активно поучаствовал в мирской жизни города, доведя до ума и закончив проект Длинных Стен, которые потом очень неприятно удивили спартанское войско во время Пеллопонесских войн.

Правда, обиженные спартанцы всё равно сровняли стены с землёй тридцать лет спустя, но, увы (а может, и наоборот, к счастью), Калликрат этого уже не застал. К тому же жители города восстановили стены и они ещё триста лет служили символом афинской независимости.

Парфенон же является главным шедевром мастера. Храм все никак не получался таким, каким его задумал Калликрат. Строительство заняло более девяти лет, причём все эти годы афинское правительство исправно отчитывалось перед своим народом за каждую монету, потраченную на постройку (археологам удалось найти мраморные таблички с отчётами).

Праздник Панафинеон

На празднике Панафиней 438 года до н. э., храм был торжественно открыт для посетителей, но декоративные работы продолжались ещё шесть лет под руководством скульптора Фидия, преемника Калликрата и создателя одного из семи Чудес Света - статуи Зевса в Олимпии. Для Парфенона Фидий создал не менее прекрасное изваяние Афины Парфенос, ставшее главным украшением храма.


Увы, но славная история святилища не продолжалась и двухсот лет - последним правителем, действительно чтившим Афину, был Александр Македонский. После его посещения храма в 323 году до н. э., Афины постепенно скатились в тиранию, а позже были неоднократно захвачены сначала варварскими племенами, а потом и римлянами. Примерно в это же время в храме произошёл большой пожар и статуя Афины Парфенос была утеряна (впрочем, к моменту пожара она уже практически ничего не стоила - все золотые элементы были заранее сорваны для того, чтобы тогдашний правитель Афин мог заплатить солдатам).

Византийская эпоха Парфенона

После пожара храм восстановили и он служил последним пристанищем богини ещё почти 800 лет, пока при патриархе Павле III не был превращён в собор святой Софии.

Все сокровища были вывезены в Константинополь, впрочем, к тому моменту их оставалось немного. Храм был значительно перестроен, но в целом сохранил свой характерный вид.

Но в 1458 году Афины опять сменили государственную принадлежность, став частью уже Османской империи.

Турки разместили в Акрополе военный гарнизон, а Парфенон превратили в мечеть, перестроив в очередной раз и серьёзно повредив росписи внутри храма. Что интересно, помимо закрашивания всех противоречащих мусульманской культуре сюжетов, никаких других изменений во внутреннее убранство храма внесено не было.

В 1687 году, во время войны между Османами и Священной Лигой, Парфенон, служивший туркам складом и укрытием, был обстрелян с господствующей высоты - холма Филопаппу. Прямое попадание в пороховой склад буквально уничтожило храм, похоронив под ним более 300 турок.

Парфенон в 1840 году

Следующие двести лет руины Парфенона служили историческим памятником, пока в 1840 годах не началась их реставрация.

Процесс восстановления главного древнего храма идёт до сих пор, с переменным успехом, но тот факт, что было сделано множество археологических открытий отрицать сложно.

Правда, в последние годы, проект реставрации был заморожен - после вступления в ЕС у Греции просто не осталось денег на восстановление памятников.

Как выглядел Древнегреческий Парфенон

Древнегреческий Парфенон представлял собой действительно величественное зрелище.

Парфенон в разрезе

Основой храма является сохранившийся до наших дней стилобат - трехступенчатый подъём, ведущий к храму. Сам храм - прямоугольной формы здание, с колоннадой по каждой из четырёх сторон. Размеры прямоугольника-основы составляют 69,5×30,9 метра.

На фасадах храма было по 8 колонн, по бокам - ещё по 17, что в сумме даёт нам 48 опор (угловые колонны являются одновременно элементами как фасада, так и боковой части).

Что интересно, колонны были не перпендикулярны, а располагались под углом, склоняясь внутрь. Причём угол наклона угловых колонн намного меньше, чем у прочих. Сами же колонны являлись классическими образцами дорийского ордера, хотя и имели непривычно большой размер.

Один из уцелевших фризов Парфенона

Внутри храма были сделаны дополнительно две ступени, которые вели на центральную площадку, окружённую с фасадов ещё 12 колоннами.
Площадка делилась на три нефа, большой центральный и два маленьких по бокам. Центральный неф был окружен с трёх сторон 21 колонной. В его центре располагалась та самая, позднее пропавшая, статуя Афины Парфенос.

Внутренний фриз храма был выполнен в ионическом стиле и изображал праздничное шествие в последний день Панафиней.


Всего уцелело 96 пластин этого фриза, большая их часть - в Британском музее. Греческое правительство на протяжении многих десятилетий тщетно добивается возврата мраморных фрагментов отделки Парфенона на их историческое место.

Что же касается экстерьера, то о нём известно довольно мало. Фронтоны Парфенона были уничтожены ещё в Средние века, так что восстанавливают их в основном по догадкам.

Восточный фронтон мог изображать рождение Афины, но деталей скульптур почти не осталось. Западный, скорее всего, показывает спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Всего сохранилось 30 статуй с фронтонов, но их состояние довольно плачевное, в особенности у тех, что были в Британском музее в конце XX века - их подвергли довольно варварской чистке.

Внешние фризы Парфенона сохранились немного лучше - по крайней мере, точно известно, что было на них изображено.

На восточной стороне храма была запечатлена история войны кентавров и лапифов, на западной - Троянской войны, на севере - гигантомахия, а на юге - сцены из битвы греков и амазонок.

Большинство уцелевших горельефов находятся в афинском музее, а их точные копии постепенно занимают свои места в отреставрированном Парфеноне.

Статуя Афины

Самая удачная копия знаменитой статуи Фидия

Статуя Афины описывается как одна из величайших работ Фидия. Изваяние богини было выполнено из дерева покрытого золотом (около тонны) и украшенного слоновой костью.

Вместо того чтобы подчеркнуть недоступность и отчуждённость божества (как он сделал с Зевсом Олимпийским), Фидий изобразил Афину простой и приближенной к своему народу.

Статуя была относительно невысока (13 метров) и изображала гордо стоящую Афину, держащую в одной руке копьё, а в другой - двухметровую фигуру богини победы Ники.

Голова богини была украшена трехгребневым шлемом, а в ногах находился щит, на котором изображены сцены из битв.

Увы, но статуя стоила зодчему Парфенона жизни - в порыве увековечить не только божественную Афину, но и самого себя, мастер вписал в одну из сцен, украшающих щит богини, плешивого старика с молотом скульптора.

Фидий на щите скульптуры Афины-Девственницы

Афиняне не оценили юмор и осудили его за богохульство. В тюрьме Фидий скончался.

Знаменитая статуя, вероятно, погибла при пожаре, предположительно в V веке до н. э., но существует несколько копий разной степени точности.

Наиболее достоверную, под названием «Афина Варварикон», можно увидеть в национальном археологическом музее.

Современный Парфенон

Современный Парфенон

Подробно описывать как выглядит Парфенон сегодня, не имеет смысла - греческие археологи и строители максимально приблизили его к храму античному.

Конечно, весь лоск и красота скульптур Парфенона утеряны, но здание всё равно поражает воображение.

С каждым годом храм становится все более красивым, а истории гидов - все более впечатляющими, так что посещение Парфенона - это процесс, который интересно повторять каждые несколько лет.

Сколько стоит посещение

Сохранившиеся скульптуры на фронтоне крыши Парфенона

Доступ к главному памятнику античного зодчества эллинов открыт с 8.30 до 18.00.
Рекомендуется посещать его в ранние часы или под вечер, когда жара не особо сильна и наплыв туристов не очень большой. При входе есть небольшой ларек, где продают газированную воду и свежевыжатые соки (4,5 евро). Учтите, что со стаканом вовнутрь вас не пустят, а стакан довольно большой.

Запаситесь бутылкой с водой, наверху перед входом и слева есть фонтанчики и туалет.
Вход с большими сумками также воспрещен, но на территории имеются камеры хранения, где их можно оставить.

Всего входов и касс тут несколько, в том числе со стороны музея и на юго-восточной стороне, у театра Диониса.

Очередь в кассах со стороны музея обычно меньше.

Цена билета за вход на территорию Парфенона (12 евро) включает в себя посещение 6 достопримечательностей, в том числе храм Зевса Олимпийского, Древнюю и Римскую Агору, театр Диониса и древнейший район Афин – Керамик.
Билет действует 4 дня.

Древний храм Парфенон в Афинах- не только грандиозный памятник. Это ещё и национальный символ Греции, которым страна очень гордится.

Невероятно красивое в своей простоте здание с успехом выдержало испытание временем и пало лишь под снарядами из тяжелых пушек, сделанных тысячелетия спустя после постройки последнего святилища Афины.

Разве это не достойно восхищения перед работой античных мастеров!

Несмотря на то, что храм греческой богини уже много времени реставрируется и окружен строительными лесами, пребывание рядом с ним – поразительное и волнующее ощущение.
Если вам доведется побывать в Афинах обязательно посетите Парфенон — великий дух древней Эллады, застывший в пентелийском мраморе.

Акрополем в Афинах называется крепость, которая расположена на месте Древней Греции. Она находится на возвышении и защищает собой укрепленную часть города. На Акрополе почетное место отдавалось храмам богов, там заседали властители и покровители города, хранилось вооружение и казна. Другие акрополи Греции находятся в Микенах и Тиринфе.

Акрополь в Афинах - самое известное сооружение, которое сохранилось с древних времен. Он славится своей изящностью. Это крепость, которая не мешает наслаждаться природой. Время, когда солнце садится или встает, считается лучшим для того, чтобы любоваться храмом в Афинах.

Объект располагается на горе известняка, высота его превышает 150 метров выше уровня моря. Верхушка этой скалы плоская, представляет собой площадку. На Акрополе в Афинах первые поселения возникли около девяти тысяч лет тому назад. Уже к XIII веку до н.э. было принято решение укрепить Акрополь, и он получает толстые пятиметровые стены. Говорят, люди прибегли к помощи циклопов при строительстве.

Акрополь - сосредоточие политики и религии

В самом начале своего существования акрополи Греции предназначались для заседаний политиков и военных. Это место получает сакральное значение лишь со временем.

Статуя Афины в Акрополе символизирует две составляющие: покровительство над силами плодородия и мудрую защиту города от врагов. Культ этой богини особенно почитался в VIII-IX ве. до н.э., в то время был задуман и построен храм Эрехтейон. Спустя два столетия там возникает более крупное религиозное сооружение - храм Полиады, то есть воплощения Афины-матери плодородия. Впоследствии здание будет неоднократно перестроено, добавятся фронтоны из мрамора и метопы.

История Акрополя

Афины основал царь Кекроп, который, кроме того, по легенде стал отцом еще 12 городов Греции. Это был гуманный правитель, который ввел культ Зевса Громовержца. Афину в царстве Кекропа стали почитать в эпоху Эрехтония, тогда же в ее честь было дано новое название городу.

Победа над Марафоном (пятый век до нашей эры) принесла грекам хорошую прибыль, и в честь Афины Паллады было решение установиться рядом с прежним новый храм. Шестиколонное сооружение не было завершено, потому что персы захватили город и разрушили все его святилища. Около 480 г до н.э. греки возвращаются в родные Афины. Они восстанавливают защитные стены и частично гасят ущерб от нападения врага. Они отливают статую Афины из бронзы.

Огромная статуя стала логическим центром, вокруг которого развернулось строительство Акрополя. Богиня возвышалась над морем, была видна кораблям и наводила на вражеский флот смущение своим блеском. Скульптура получила название Афина Промахос.

Во времена Перикла Акрополи Греции стали объединяться вокруг Афин. В строительство новых святилищ были вложены огромные деньги и труды. На Афинском Акрополе возникает храм Парфенос, ворота Пропилеи. Руководил постройками скульптор Фидий, который приступил к работе уже после нескольких архитекторов. Это классик искусства Древней Греции. Под его началом находится вся работа на Акрополе. Но завистники обвинили его в расхищении сокровищ храма в Афинах, и Фидий был вынужден сбежать на Пелопоннес. Стоит сказать, что одной из чудес света - статуя Зевса (Олимпия) - его творение. Знаменитый скульптор успел создать Акрополь таким, каким мы его знаем. В последующие века он не сильно менялся.

После его отъезда власти наняли другого архитектора, который сконструировал Пропилей. В Акрополе в Афинах так называется основной вход. Сооружение содержит немало колонн, оно предназначено для наведения на посетителей священного трепета перед богами.

Главный храм в Афинах, конечно же, Парфенон. До нас дошла его внешняя оболочка, но раньше внутри находилось еще одно священное для греков место. Вторая статуя Афины Парфенос, сотворенная Фидием, не дошла до нас, но от нее остались схемы и рисунки. В древности колонны храма были кипенно-белыми.

Храм Эрехтония возник, как считали древние, на месте распри Афины и Посейдона за право власти над городом. Старейшины не хотели отдавать его тому, кто не будет следить за Афинами. Богиня вырастила оливковое дерево, а Посейдон всего лишь создать потом соленой воды в Акрополе. Олива до сих пор является символом Афин.

Здесь также находится статуя Ники, богине победы. Она была разрушена персами в самое древнее время. Храм в честь нее восстанавливался несколько раз.

Великолепный афинский Акрополь - место, где творилась древняя история. Здесь действовали боги, а люди всего лишь подчинялись высшей воле. Если долго смотреть на древние сооружения, вдумчиво бродить по Акрополю, то можно ощутить дух Древней Греции.

Resort.ru - сайт, созданный для туристов и путешественников. У нас вы найдете разнообразные туры, которые понравятся даже самому придирчивому клиенту. Выгодное соотношение цены и качества позволит вам и вашей семье путешествовать чаще.

Выбирайте Resort.ru, и мы утолим вашу страсть к путешествиям. В наличии имеются отличные туры в безвизовые страны для курорта без лишних хлопот.

Статуя Афины-Парфенос

Афина Парфенос - хрисоэлефантинная статуя богини Афины в полном вооружении, созданная в сутки Перикла древнегреческим скульптором Фидием и установлена в Парфеноне, освященная в 438 до н. э. доныне не сохранилась. Из всех античных копий лучше сохранилась римская из мрамора Афины Варвакион, которая экспонируется в Национальном археологическом музее Афин.
Фидий, лучший скульптор того времени, девять лет работал над скульптурой. Только ему Перикл смог доверить создание величественного образа покровительницы города, в честь которой каждый год устраивали праздники - малые Панафинеи, а каждые пять лет - большие Панафинеи, когда процессия девушек полиса подносили жертвоприношения и специально сотканный за эти 5 лет пеплос - одежда для богини. Сама же статуя, как полагают, приблизительно в 5 веке погибла в огне пожара. Судьба Фидия достоверно не известна.

Исследователи предполагают, что на изготовление Афины Парфенос потрачены средства из казны Делосского союза. Между Пропилеи и Парфеноном планировалось строительство нового храма Артемиды, а также двух меньших храмов, посвященных Афине - Эрехтейон и богини Ники - Храм Ники Аптерос. В Афинах работала армия строителей, расходовались колоссальные средства.

Уже в сутки Плутарха планы Перикла вызвали осуждение и подозрения относительно казнокрадства. В частности Фидия обвинили в краже золота, отведенного на изготовление Афины Парфенос. Впрочем, как свидетельствует сам Плутарх, скульптор так расположил на статуи золотые листья, чтобы их можно было легко снять. Поэтому эти обвинения прекратились. По другим источникам, известны и другие слухи, будто Перикл использовал свои встречи по делам действительности для тайных встреч с юными любителями искусства. При этом свидание, якобы, устраивал Фидий.

Другой скандал связан с изображением на щите Афины Парфенос. Сюжет борьбы греков с мифическими воинственными амазонками - Амазономахия часто украшала и античные храмы, и оружие. Однако среди легендарных греческих героев современники усмотрели две фигуры: старик, обеими руками поднимает каменную глыбу, похожую на Фидия, другую фигуру героя, который непосредственно борется с амазонкой, наделенной прекрасными чертами, - похожую на Перикла. Это подняло волну недовольства святотатством и чрезмерным тщеславием скульптора. Как свидетельствует Плутарх, Фидия бросили в тюрьму, где он или принял яд, или умер естественно от болезни.

2. Статуя Афины Парфенос

Афина Парфенос (др.-греч. Ἀθηνᾶ Παρθένος - «Афина-Дева») - знаменитая древнегреческая скульптура работы Фидия. Время создания - 447-438 г. до н. э. В древние времена изображение богини Афины, покровительницы города Афины было установлена в центре этого города в главном храме на Афинском Акрополе - Парфеноне.

Это десятиметровая статуя богини Афины Парфенос (Девы) в военном облачении. В правой руке Афина держала двухметровую скульптуру богини Победы Ники. Памятник имел деревянный каркас, обнаженные части статуи Афины и целиком скульптура Ники были исполнены из слоновой кости, а одеяние и шлем Афины - из съемных листов чеканного золота (отсюда и название статуи хрисоэлефантинная, т.е. сделанная из золота и слоновой кости). Золото на сумму 40 (или 44) талантов (около тонны) и слоновая кость покрывали деревянный остов статуи высотой в 13метров. Золото, пошедшее на изготовление Афины, являлось значительной частью национального золотого запаса полиса.

В первые годы византийского периода памятник бесследно исчез. Сведения, которые имеются сегодня, почерпнуты из древних авторов и из подробных описаний Павсания, знаменитого греческого путешественника II века от рождества христова. Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает ее так:

«Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает ее во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у нее на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке - копье. В ногах у нее лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно - Эрихтоний». (Описание Эллады, XXIV, 7).

Ценным источником информации от утраченной статуе послужили также найденные копии, важнейшая из которых - Варвакиос Афина.

Шлем богини имел три гребня (средний со сфинксом, боковые с грифонами). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней - борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. База была украшена историей с Пандорой. Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил себя и изображения своего друга Перикла (предположительно, в виде Дедала и Тезея), что оказалось для него фатальным - его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он покончил с собой ядом, или умер от лишений и горя.

Афина стояла во весь рост, и между ее шлемом и потолком оставалось свободное пространство. Желая достигнуть как можно большей ширины внутреннего помещения, Фидий склонил строителя Парфенона, Иктина, отступить от традиционной нормы дорийского храма и дать по фасаду не шесть, а восемь колонн. Другим новшеством стало расположение колонн, окруживших статую не только по бокам, но и позади. Таким образом, скульптура Афины оказалась как бы вписанной в архитектурную раму.

Афина Парфенос пользовалась невероятной славой. В диалоге Платона «Гиппий» Сократ ссылается на Афину Парфенос для дефиниции понятия прекрасного.


3. Место Парфенона в Афинском Акрополе

Парфенон венчает Акрополь. Логически четкие архитектурные формы храма не только противопоставлены диким склонам скалы, но и связаны с ними в художественное единство. В произведениях эллинских зодчих часто используется принцип "золотого сечения". Считалось гармоничным и красивым придавать сооружениям пропорции "золотого сечения".

Соотношения величин Парфенона и холма Акрополя не случайны. Парфенон поставлен на Акрополе в наиболее выгодном в художественном отношении месте, так что величины храма и скалы воспринимаются при взгляде издали согласованными.

В отличие от других храмов греческой храм строился не для сборища народа. В Греции человек молился и делал жертвоприношения сам у себя дома, к храму же он приближался почти всегда в общественных процессиях.

Главное назначение Парфенона - быть центром для праздничных торжеств. В то же время он являлся хранилищем, где сберегались общественные деньги, а также сокровищницей, где хранились массы произведений искусства и ценных предметов. Поэтому его можно было без всякого неудобства поместить на некотором расстоянии от населенной части города, и, кроме того, его надо было обезопасить от злостных нападений. Акрополь, со своей малодоступной вершиной, своими стенами, широкой лестницей для процессий, был самым подходящим местом для такого храма.

Размеры храма, как правило, приспосабливались для того, чтобы он служил укрытием для статуи божества, которому поклонялись, и обычно они соответствовали размерам футляра для заключавшейся в нем статуи, иногда превышали их. В наиболее древних храмах и во многих более поздних покрытая крышей часть чрезвычайно мала.

В Парфеноне внутреннее помещение, или наос, имеет девятнадцать метров в ширину и тридцать в длину. Еще более достойно замечания, что, кроме незначительной величины внутренней закрытой части храма, это относительная высота храма и самой статуи бога. Высота статуи была пятнадцать метров без копья, а кровля наоса на высоте всего двадцати метров.

В своей первичной форме статуя бога не был статуей. Это было приношение, дорогая вещь, талисман, наделенный магической силой. Ничего не было более естественного, как хранить вместе с ним, в том же самом каменном хранилище, и прочие предметы национальных сокровищ. Вот почему внутреннее помещение святилища подразделялось на две части, и задняя его половина, опистодом, становится кассой для общественных денег.

Кроме того, в наосе складывались разные драгоценные предметы, так же как в ризницу складываются церковная утварь, украшения, канделябры, чаши, кадильницы. В Парфеноне хранились золотые и серебряные вазы, чаши, золотые венки, щиты, шлемы, золоченые мечи, серебряные вызолоченные маски, застежки, золотые змеиные и львиные головы, статуя молодой девушки на колонне, разнообразные лиры, головы из Хиоса и Милета и пр. Греки не видели ничего оскорбительного для богини в том, что они собирали около нее разные предметы роскоши и произведения искусства, напоминавшие о славе и громко говорившие о величии Афин.

Храм имел еще и третье значение. Он был святилищем. Все в нем было устроено так, чтобы верующий видел статую своего бога в положении, производящем наибольшее впечатление. Прежде всего, часть здания освещалась дневным светом через специально оставленное в крыше отверстие, и свет падал сверху. Когда открывалась дверь и поднимался или опускался занавес перед изображением божества, процессия поклонников лицезрела огромную статую, окруженную как бы особого рода сиянием. Все ее формы выступали особенно рельефно, драгоценные камни в глазах блестели, золото сверкало, слоновая кость принимала теплый оттенок; она казалась одухотворенной какой-то особой идеальной жизнью.

Двойная внутренняя колоннада разделяла наос на три части, или нефа. Сама колоннада была устроена для создания эффекта перспективы. Она была двухэтажной. Художник нашел, что статуя будет казаться больше, если рядом будет сооружение менее высокое; это придаст статуе впечатление ее большей высоты, а, значит, величие божества от этого только выиграет.

Внутренняя ограда должна была охранять священную статую божества, допуская лицезреть ее только в определенные часы. Ограда внешняя должна была предшествовать и составлять ему как бы великолепный и торжественный кортеж.

Внешняя колоннада похожа на медленно двигающуюся процессию, остановившуюся в своем движении. Эта колоннада двойная с лицевого и заднего фасада, но это отнюдь не закрывает двери, открывающейся прямо напротив статуи. Она только опоясывает здание, придавая ему величие и блеск, но не внушая никакого представления о преграде. Богиня охотно показывается людям, и эти большие колонны, залитые светом и как бы застывшие в своем движении, являются как бы первым рядом процессии, свободно обтекающей вокруг национального Гения.

До известной степени храм являлся и ратушей свободного города, где заключались договоры с чужеземными народами, в нем помещались влиятельные особы и знатные лица, проезжавшие через город.

Та же муниципальная гордость, заставлявшая воздвигать башни готических соборов для того, чтобы они еще издали бросались в глаза путешественнику, требовала и для греческого храма высокого места, доступного взорам. Надо было, чтобы афинский гражданин мог видеть его, чтобы житель Эгины созерцал его с берега своего острова, чтобы мореплаватель, плывя близ Саламина, видел его как бы нарисованным на фоне неба и унес бы с собой вместе с этим блестящим видением идею о могуществе и величии афинян. По этим соображениям, также самым естественным местом для Парфенона был Акрополь, откуда он господствовал над городом, окрестностями и морем.


4.Отличия Парфенона от других храмов

План ансамбля Акрополя с Пропилеями, Парфеноном, Эрехтейоном и колоссом Афины сложился в общих чертах еще до постройки Парфенона. В процессе работ в него вносились изменения, но основа его сохранилась.

В расположении храмов Акрополя времени Перикла зодчие отказываются от симметрии, которая была типична для эпохи архаики. Здания теперь постепенно вступают в поле зрения человека, идущего по Акрополю. Афинянин, пройдя Пропилеи, видел прежде всего не фасад храма, а огромную статую Афины Воительницы. Подойдя к ней ближе, он переставал воспринимать этот колосс. Все внимание его обращалось на Парфенон, который как бы вырастал постепенно справа. Расположенный слева храм Эрехтейон становился особенно хорошо виден от Парфенона.

Смена художественных впечатлений и постепенное включение их в сознание человека, использование разнообразных форм и контрастов, когда разглядывание деталей чередуется с восприятием целого сооружения, - этот принцип был новым по сравнению с простым сопоставлением памятников в архаических ансамблях.

4.1 Черты ионического ордера в дорическом Парфеноне

Парфенон - храм дорического ордера. Он прямоугольный в плане и со всех сторон окружен колоннами - классический образец периптера. Дорический ордер в Парфеноне не так суров, как в храмах архаики Он смягчен введением в архитектуру некоторых элементов изящного ионического ордера.

За внешней колоннадой, на верхней части стены храма можно видеть непрерывную рельефную полосу с изображением торжественной процессии афинян. Непрерывный фигурный фриз - зофор - принадлежность ионического ордера, и тем не менее, он введен в архитектуру дорического Парфенона, где должен был бы быть фриз с триглифами и метопами. Примечательно, что под лентой этого рельефа видны небольшие полочки с выступами, какие обычно помещаются под триглифами дорического ордера. Строители Парфенона, очевидно, не решились еще полностью отказаться от трактовки фриза как элемента дорического и оставили полочки с выступами.

Ионической чертой некоторые исследователи считают и восьмиколонные торцовые портики храма, указывая, что для дорических построек чаще применялись шестиколонные. Введение восьмиколонного портика объясняется желанием добиться большей гармонии храма с огромным пространством, обступающим со всех сторон Парфенон, вознесенный на высоком холме.

Шестиколонные портики были бы слишком узкими, и здание могло показаться маленьким, затерянным, сжатым. Восьмиколонные широкие портики лучше и органичнее связывали его с пространством, в котором оно должно было существовать. Введение ионизмов можно объяснить желанием смягчить суровость дорики. Парфенон выражал уже не напряженную собранность сил времени персидских войн, а ликующее чувство победы.

4.2 Описание скульптур Парфенона

Парфенон богато украшен скульптурой. Боги-олимпийцы и герои, сражения греков с амазонками и кентаврами, битвы богов с гигантами, эпизоды Троянской войны и торжественные процессии изображены на его фронтонах, метопах, фризах. В пластических образах нашли воплощение чувства и настроения греков времени расцвета Афин. Именно поэтому вымысел здесь воспринимается как реальность, а сюжеты, навеянные жизнью, приобретают характер особенной возвышенной идеальности. В скульптуре Парфенона заключен глубокий смысл. В наглядно зримых образах раскрывается величие человека - идея, которая выражена и в архитектуре храма. Над внешней колоннадой храма помещались метопы. Раньше рельефные метопы располагались обычно лишь на восточной и западной сторонах. Парфенон они украшали также с севера и с юга.

На западной стороне в метопах изображалась битва греков с амазонками; на южной - греков с кентаврами; на северной - сцены из Троянской войны; на восточной - сражение богов и гигантов.

Метопы западной стороны Парфенона сильно повреждены. Северные метопы тоже сохранились плохо (из тридцати двух лишь двенадцать). Эта часть колоннады сильно пострадала, а здесь, видимо, рельефы были особенно хорошо исполнены, так как они чаще всего находились на виду. Вдоль этой стороны Парфенона проходила торжественная процессия по Акрополю.

Скульптор, украшавший рельефами метопы северной стороны, учитывал это, и направление общего движения и развитие действия на северных метопах он согласовал с движением человека вдоль храма.

На первой метопе северной стороны (если идти вдоль Парфенона от Пропилеи) был изображен как бы открывающий события бог солнца Гелиос, на одной из последних завершающих - богиня ночи Нюкс. Эти образы соответствовали началу и концу действия. На средних метопах показывались сборы в поход, прощание воинов, отъезд, сцены Троянской войны. Вход в храм был с востока, и в украшениях этой стороны скульпторы представляли самые значительные события. На восточных метопах была показана борьба и победа олимпийских богов над гигантами.

Из южных метопов лучше других сохранились 18 (из 32) метоп. Близость обрыва, очевидно, мешала воспринять их человеку, стоящему на Акрополе у храма. Они хорошо были видны издали, из города снизу. Поэтому мастера сделали фигуры особенно объемными.

Рельефы различаются между собой по характеру исполнения, несомненно, что над ними работали разные мастера. Многие не дошли до нас, но те, которые сохранились, поражают мастерским изображением боя. В этих метопах представлена битва греков с кентаврами. В квадратах обрамлений показаны сцены яростных схваток не на жизнь, а на смерть, различные ситуации борьбы, сложные положения тел.

Мастера классики приводят к равновесию противодействующие в метопах силы и добиваются в общем гармонического впечатления от каждого памятника. Классические скульпторы всегда показывают внутреннее кипение страстей, сложные, порой трагические конфликты во внешне спокойной, сдержанной форме. Каждый отдельный образ взволнован и динамичен, но в целом вся сцена обычно приведена в состояние композиционной гармонии.

В каждой метопе звучит своя, неповторимая тема - то трагическая, то победно-бравурная, порой исполненная напряжения нечеловеческой борьбы, иногда спокойная. Характер чувств выражен с кристальной ясностью и чистотой. Эти образы далеки от театрального пафоса, неискренности, многозначительной недоговоренности, которые появятся в искусстве позднейших веков. Классика предельно правдива, когда изображает нечто ужасное и трагическое; она остается цельной и гармоничной даже в выражении великих страданий. Мастера высокой классики умеют сдержанно, с глубоким спокойствием показать то, о чем будут с дрожью в голосе повествовать художники более поздних эпох.

4.3 Фризовые композиции Парфенона

Фриз (зофор) Парфенона общей длиной 160 метров и шириной около метра - произведение особенно цельное, гармоничное глубокой взаимосвязанностью всех своих образов.

В третий год каждой олимпиады (четырехлетия), примерно в конце июля по нашему календарю, после гимнастических и музыкальных состязаний начиналось торжественное шествие на Акрополь. К этому дню девушки готовили ткань для деревянной древнейшей статуи Афины. Ткань укрепляли на мачте корабля, который несли на руках. За кораблем шли жрецы, правители города, знатные афиняне, послы. По улицам двигались колесницы, скакали на лошадях всадники.

На одном из фризов показано шествие афинян в день праздника Великих Панафиней. Движение на рельефах начинается от юго-западного угла храма и идет двумя потоками. Одна часть изображенных на фризе людей направляется но южной стороне Парфенона на восток, другая - сначала по западной, затем сворачивает и идет по северной стороне храма к восточному фризу, где показаны боги. Участники действительной процессии, проходя около Парфенона, видели эти рельефы - обобщенное, идеальное изображение, отзвук реальной жизни.

Плиты западной стороны фриза I. Всадники. На рельефных плитах видно, как всадники подготавливаются к процессии: беседуют друг с другом, завязывают сандалии, седлают и ведут не спеша своих лошадей, укрощают слишком горячих скакунов. Изображения полны жизненности. Композиция западной части является началом всего фриза: движение процессии перейдет на северную сторону храма. И в то же время она воспринимается вполне законченным рельефом, так как по краям, будто обрамляя его, стоят фигуры спокойных юношей.

Плиты западной стороны фриза II. Всадники. Здесь процессия идет справа налево. По остаткам фигур на западных метопах можно говорить об общем движении на них - слева направо. Таким образом, действия на фризе и метопах как бы взаимно погашались. Такое равновесие соответствовало торцовой стороне храма, вдоль которой не шел путь торжественной процессии. Чтобы избежать однообразия в изображении скачущих всадников, мастер в двух местах прерывает движение. Так, он показывает на одной из плит спешившегося юношу, обращенного лицом против движения, поставившего ногу на камень. Скульптор как бы дает возможность отдохнуть глазу зрителя, и после некоторой паузы снова начинается движение.

Фриз северной стороны храма длиннее. На нем показаны не только всадники, но и колесницы, жрецы с жертвенными животными, музыканты, юноши со священными дарами. Движение в начале более быстрое, чем на западной части, и неравномерное. Лошади скачут то быстрее, то медленнее. Всадники иногда сближаются друг с другом, и кажется, что им тесно. Порой они помещены более свободно. Создается впечатление пульсирующего, напряженного ритма, будто слышится дробный цокот лошадиных копыт. Иногда процессию останавливает возникающая против потока фигура. И снова за ней скачут лошади. Красоту композиции северного фриза усиливают плавные, гибкие линии контуров и невысокие, будто дышащие рельефные формы.

Плиты северной стороны фриза. Всадники. Перед всадниками, цветом афинской молодежи, представителями лучших семей города, показаны колесницы, мерно влекомые могучими, красивыми конями. В этой части фриза много плавных округлых контуров - колес, крупов лошадей, изгибов их тел, рук возничих. Настроение спокойное, движения размеренны.

Постепенно замедляется и ход колесниц. От быстро скачущих всадников и медленного движения колесниц мастер переходит к спокойному шествию пожилых афинян, которые несут в руках оливковые ветви. Жесты их сдержанны. Некоторые беседуют друг с другом, другие оборачиваются назад, как бы окидывая взором следующую за ними процессию.

Плиты северной стороны фриза. Юноши с сосудами. Перед старейшинами четверо юношей несут на плечах гидрии - сосуды для воды. Справа один наклонился и поднимает кувшин с земли. Фигуры помещены свободно, рассредоточено.

Плиты северной стороны фриза. Жрецы с баранами. Ведут жертвенных баранов жрецы, разговаривающие друг с другом. Один из них ласково гладит барана по спине. Перед ними показаны музыканты в длинных одеждах, с флейтами и лирами, затем чужестранцы с дарами - корзинами, наполненными плодами и хлебами. В конце северного фриза можно видеть жрецов с жертвенными быками. Красивые фигуры погонщиков выражают печаль - головы их поникли, один плотно закутался в плащ. Последняя, угловая фигура завершает фриз, как бы замыкает композицию и останавливает движение. Все приведено в стройную гармонию в картине праздничного панафинейского шествия. Вначале фигуры были исполнены напряжения. Ближе к восточной части фриза участники процессии идут торжественно. Мастера классики не любили оборванности действия, недоговоренности, предпочитали ясность, логическую законченность.

Южный фриз. Южный фриз пострадал сильнее, но и на нем можно увидеть участников спокойной и величавой процессии. Всадники едут в три ряда в глубину, но нет тесноты или сутолоки. Мастер показывает юношей в нарядных кожаных сапожках с отворотами, в коротеньких панцирях, иногда в плащах. Как и на северной стороне, здесь движутся колесницы и погонщики с жертвенными животными. Безупречна по красоте композиции и ритмике группа, в которой показаны два жреца, идущие за быком. Один из жрецов на ходу обернулся и, слегка склонившись, смотрит назад.

Восточный фриз. Движение на северном и южном фризах направлено к восточной части храма. На восточном фризе изображены восседающие боги. К ним справа и слева идут знатные афиняне. Олимпийцы встречают процессии двумя группами. Левые обращены к персонажам южного фриза. Правые - к подходящим с севера.

Плиты восточной стороны фриза. Афиняне чинно беседуют друг с другом, будто все время помня о близости своих покровителей. Здесь девушки с чашами и кувшинами в руках, величавые женщины. Фигуры их стройны. Ниспадающие складки плащей подобны желобкам колонн Парфенона. Возвышенные и значительные идеи, воплощенные в архитектурных формах храма, как бы повторены в его деталях, в декоре, в простом и обыденном - в красивых складках людских одежд.

Плиты восточной стороны фриза. Боги. Восседающие на тронах боги значительно превосходят размерами смертных афинян. Если бы боги захотели встать, то не уместились бы на фризе. Этим они отличаются от обычных людей, в остальном подобных прекрасным олимпийцам. Слева сидят Зевс на троне со спинкой, Гера, повернувшая к нему лицо, Ирида и Эрот, Арей, Деметра, Дионис и Гермес. На правой стороне - Афина, Гефест, затем Посейдон, Аполлон, Пейфо и далее Афродита. В центре фриза над входом в храм изображены жрец и жрица богини Афины.


5.Храм Гефеста на Агоре

Агора (от гр. «агиро» – складываю) – рыночная площадь античного города, центр общественной, экономической, судебной и политической жизни. Традиционное месторасположение – центр города под открытым небом. Здесь находились основные общественные учреждения Афин, происходили первые театральные представления. Самой знаменитой является Агора Афин, расположенная недалеко от Акрополя.

Археологические исследования на агоре начали проводить в 1931г., после переселения отсюда жителей. Обнаруженные в результате раскопок фундаменты храмов, галерей и общественных зданий были изучены, отреставрированы и укреплены. Агора стала музеем под открытым небом. Основные памятники агоры - храм Гефеста и Стоя Аттала.

Храм Гефеста стоит на границе района, где жили кузнецы и гончары. Это современник Парфенона и расцвета афинской цивилизации, лучший по сохранности древнегреческий храм в мире. Храм посвящен Гефесту и Афине – покровителям ремесел. Народное название, храма Тесейон (Theseion, в современном произношении – Тиссион), возникло, очевидно, из-за того, что в скульптурном украшении храма активно использовались сюжеты из жизни легендарного афинского царя Тесея. В V веке храм был превращен в церковь, которая оставалась действующей до XIX века, благодаря этому он и сохранился. Торжественным богослужением в Тесейоне, который тогда был церковью Святого Георгия, встречали прибывшего в Афины первого короля Греции Оттона. Эта служба стала последней – любитель античности, Оттон запретил служить здесь и превратил храм в музей.

Гефестион, построенный в V веке до н.э. (раньше Парфенона), хорошо сохранился и представляет собой классический образец здания дорического ордера. Имя архитектора неизвестно, но это тот же зодчий, который построил храм на мысе Сунион и храм Ареса на агоре.

Монументальный дорический периптер (6 × 13 колонн), построенный из пентелийского мрамора (длина – 31,77м, ширина – 13,72м, высота колонн – 5,88м). На восточном фронтоне изображался апофеоз Геракла, на метопах – подвиги Геракла и Тесея. Внутри храм разделен дорическими колоннами на три нефа, в глубине стояли бронзовые статуи Гефеста и Афины Эрганы (Работницы) (421–415 до н.э.). В V веке храм был преобразован в церковь св. Георгия.

По правую руку от лестницы, ведущей к Тесейону, наиболее важными являются развалины, принадлежащие двум портикам: Царскому и Пестрому.

В Царском портике (или стое) были выставлены высеченные на табличках законы Солона и сидел архонт – президент афинской демократии. Он был лицом скорее почтенным, чем властным, как в современных парламентских республиках. К архонту перешла часть власти древних царей, в частности, жреческая и в важных случаях высшая судебная. Поэтому считается, что именно напротив Царской стои происходил суд над Сократом. Здесь же часто собирались буле (афинский парламент) и ареопаг (уголовный суд).

В Пестрой стое, которая была сплошь расписана фресками знаменитых художников на батальные темы, имели обыкновение беседовать с учениками философы. Особенно полюбил ее киприот Зенон, прибывший проповедовать свое учение в Афинах в конце IV века, полюбил настолько, что его и его последователей так и стали называть – философы «из портика», или по-гречески «стоики».

Слева от ступеней, ведущих к Тесейону, – остатки главных политических зданий Агоры. Это сложный комплекс построек, вернее, теперь – нагромождений камней, где лучше ориентироваться по хорошо заметному круглому фундаменту. Пританей, где заседали 50 пританов, то есть постоянно действующих представителей периодически собиравшегося парламента. Пританы делились на три смены, каждая из которых должна была в свое дежурство постоянно находиться на рабочем месте для решения неотложных государственных дел – и за общественный счет обедать прямо в своем офисе. Отсюда завелся обычай бесплатно кормить в Пританее и других отличившихся граждан – победителей Олимпийских игр или героев войн. Когда судьи спросили Сократа, какой приговор он выбирает – изгнание или смерть, Сократ предложил приговорить его к пожизненным бесплатным обедам в Пританее, что и переполнило чашу терпения народного суда.

Справа от Пританея, за остатками Булевтериона, где заседал афинский парламент-буле, стоит хорошо сохранившийся алтарь Зевса Агорея (то есть с Агоры). Скорее всего, это был главный алтарь Агоры, на котором ради поддержания связи человека с богами проливали кровь домашнего скота.

По южной стороне Агору ограничивает длинная центральная стоя (портик), а за ней – в форме буквы «Г» – южная и восточная стои. Все они служили для размещения магазинов и прогулок публики. Кроме того, восточный и южный портики замыкали пространство Гимнасия – спортивного клуба афинских граждан. Квадратный фундамент рядом – Гелиея, здание народного суда. За ним общественный фонтан и в ста метрах к югу – остатки тюрьмы, где провели не лучшие дни многие знаменитости, в том числе ожидал исполнения приговора и в конце концов выпил чашу цикуты Сократ. За южным портиком также стоит маленькая византийская церковь Агии-Апостоли (Святых Апостолов) XI века.

Главной, широкой, посыпанной гравием улицей, пересекающей по диагонали Агору, была Панафинейская улица. Её название и особый колорит связаны с народным праздником Панафинеи, отмечавшимся в Афинах регулярно. Во время праздника, одежды для статуи богини Афины несли по этой дороге от Дома процессий, находящегося рядом с городскими воротами, к Акрополю. По пышности и грандиозности праздничной процессии можно судить по фризу на Парфеноне. Там можно разглядеть конницу, колесницы, жертвоприношение коров и овец, а также, как юноши и девушки несли все необходимое для жертвоприношения. Архитекторы позаботились о том, чтобы гражданам Афин и гостям города было удобно наблюдать за шествием на Агоре. Например, колоннады с выступами и ступеньками были умело размещены, чтобы можно было следить за ходом процессии. На ступеньках фасадов могло поместиться много зрителей.


Заключение

Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Она отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция - каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой.

Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, так как в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой.

Древнегреческая архитектура развивалась двумя стилистическими потоками, в двух ордерах (дорическом и ионическом), которые сложились в VII в. до н. э. Главные структурные элементы двух ордеров один и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями площадка - стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей; базы, ствола и капители.

Дорический стиль наиболее простой, лаконичней по своей форме. Главные отличительные особенности этого ордера - строгость и простота. Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля - легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность.

Эти два стиля мы встречаем в храме бога-кузнеца Гефеста на Агоре и в Парфеноне. Древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. Но хотя по размеру храм Гефеста почти вдвое меньше Парфенона, его строгая, замкнутая колоннада отличается такой же монументальностью. Декор храма свидетельствует, что и здесь, как и в Парфеноне, были представлены десять из двенадцати подвигов Геракла - любимого героя Древней Греции. Подобно Парфенону, храм Гефеста представляет собой образец ионизированной переработки дорического стиля.

В плане храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с двускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм. Композиция греческих храмов различна. Ордерные стилистические элементы используются в каждом из типов сооружений особо.

Греки применяли в своих сооружениях, в том числе и в храмах, балочные перекрытия. Расстояния между опорами были невелики и не превышали 10м. Ордерная система греков представляет собой стоечно-балочную конструкцию. Ордера применялись не только при проектировании наружных портиков, но и во внутренних объемах зданий, в интерьерах.


Список литературы

1. Афины. Город духа и демократии. – Афины, Издательство МИХАЛИС ТУБИС А.Е., 1997

3. Всеобщая история архитектуры. М., «Издательство литературы по строительству», 1973

4. Георгиос Донтас. Акрополь и его музей. - Афины, "Клио", 1996

5. Искусство Древнего мира. Энциклопедия. М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001

6. История зарубежного искусства. - М., "Изобразительное искусство", 1984

7. Колобова К.М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.

8. Маринович Л.П., Кошеленко Г.А. Судьба Парфенона. М., 2000.

9. Сидорова Н.А. Афины. М., «Искусство», 1984

11. Шуази О. История архитектуры. Архитектура Древней Греции, М., 1998.


Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. М., 1968.

Георгиос Донтас. Акрополь и его музей. - Афины, "Клио", 1996

Колобова К.М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.

Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. - М., "Искусство", 1973

Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. - М., "Искусство", 1973

Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. М., 1968.

Шуази О. История архитектуры. Архитектура Древней Греции, М., 1998.

Не только при проектировании наружных портиков, но и во внутренних объемах зданий, в интерьерах. Исключительное значение для последующего развития мировой архитектуры имеют принципы архитектурно-планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно в ансамблях. Так, в ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочетается с гармоническим равновесием масс, продумано взаимодействие отдельных...

Но и движение и даже чувства изображаемых людей. Особой известностью и славой пользовались скульпторы: Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп. Живопись была широко распространена в древней Греции в виде фресок и мозаик, которыми украшают храмы и здания, но они почти не сохранились до нашего времени. К образцам сохранившейся живописи относятся знаменитые греческие чернофигурные и...