Митрополит Анастасий (Грибановский). Казанская семинария: выслушаем и другую сторону Митрополит анастасий

О гомосексуализме в Казанской епархии говорили уже давно. Например, за год до скандала, в октябре 2012 г. публично высказалась монахиня Евфросиния (Мухамедзянова) в газете «Звезда Поволжья»: ()

13.12.2013. Комиссия Учебного комитета РПЦ во главе с М.Козловым провела внеплановую инспекцию в Казанской семинарии. Причина - жалобы семинаристов на сексуальные домогательства проректора Кирилла Илюхина. Большинство студентов подтвердили истинность обвинений. По результатам проверки Илюхин был снят с должности и изгнан из епархии.

…Глубокой ночью священник друг отца Кирилла ушел спать с понамарем храма в другой корпус. Я лег на раскладной диван, а отец Кирилл не смотря на то, что в комнате были еще раскладные кресла лег со мной не смотря на мои возражения. Около 7 00 утра я проснулся от боли. Отец Кирилл применял ко мне действия сексуального характера. Я выбежал из дома в одних штанах на улице было холодно. Я боялся возвращаться. Иных средств доехать до Казани не было. Когда, замерзнув, я вернулся в дом, отец Кирилл не спал, ждал меня и повез меня в семинарию. Подобное в нашей семинарии происходило не только со мной. Нередки случаи, когда помошник отца Кирилла будит среди ночи одного из семинаристов или же отец Кирилл сам звонит (часто зовет певца из хора, чтобы он пел). Он возвращается утром пьянный и ничего о произошедшем ночью не расказывает.

…Все ребята быстро разбежались и я тоже собирался уходить, но игумен К. начал останавливать меня просил меня чтобы я остался с ним, я сказал что мне тоже нужно уходить, но он обнял меня и повел меня комнату и толкнул на кровать, я быстро поняв что происходит хотел уйти, но он опять меня схватил и начал обнимать и домогаться близости. Я был в шоке, я вырвался из его рук и обувшись быстро сбежал из его кельи. На следующий день Игумен Кирилл вел себя как ни в чем не бывало.

Описание инспекции №1 (из ЖЖ Кураева, Казанские проверки , 27.01.14) ()
Описание инспекции №2 (Kazan Week , 15.12.13) ()

01.02.2014. Митрополит Анастасий принял участие в юбилейной службе в храме Христа Спасителя, посвященной 5-летию интронизации патриарха Кирилла.

Скрипт дедулькина kalakazo Радуйся, Симония добытчице - 2 () и его же Достойный ответ предателям в рясах...

04.02.2014. "То, что общецерковный суд молчит по упомянутому вопросу, вовсе не значит, что дело не расследуется", - заявил замглавы управления делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

07.03.2014. Роман Степанов, студент 4 курса КазДС, отчислен за «неоднократный обман представителей администрации, вступление с ними в открытый конфликт, нераскаянность в своих действиях и поступках, клевету на священноначалие, администрацию и воспитанников Семинарии». Приказ об отчислении 10.03 опубликовал в своем блоге А.Кураев. Он заявил, что по его сведениям из КазДС было отчислено шесть студентов, но иер. Филарет сказал , что только два.

Сегодня на Священном cиноде РПЦ в Санкт-Петербурге было принято решение о переводе митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия в Симбирскую митрополию. Налицо рокировка: место владыки Анастасия занимает митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан. Чем запомнит паства годы правления митрополита Анастасия, и чем известен его преемник? Об этом в материале «Реального времени».

«Черный декабрь»-2013

О том, что Казанскую кафедру ждут перемены, заговорили в конце 2013 года, когда в Казанской духовной семинарии разразился скандал. Группа семинаристов (и немаленькая!) обратилась с письмом в патриархию. Это была жалоба на проректора семинарии Кирилла Илюхина, домогавшегося семинаристов.

Началось разбирательство, приехал проверяющий из Москвы, факты подтвердились, Илюхина уволили и проводили подальше, ребят-подписантов перевели учиться в Москву, дабы не было преследований за критику. Параллельно с официальными событиями активную деятельность развил дьякон Андрей Кураев, известный богослов, блогер и автор многих популярных книг на церковную тематику. Он взял сторону семинаристов.

По некоторой просочившейся из патриархии информации, механизм увольнения с казанской кафедры владыки Анастасия (Меткина) чуть было не запустили в то самое время, но активность Кураева сыграла злую шутку. Могло получиться, что кадровое решение принимает не патриархия, а дьякон. Скандал тогда вроде бы сошел на нет.

Дьякон Андрей Кураев развил активную деятельность во время скандала в духовной семинарии

Но в конце марта 2014 года митрополит Анастасий внезапно ушел с должности ректора семинарии, вслед за ним написали заявления об уходе и несколько педагогов, замешанных в скандале. А 31 марта прошлого года учащимся и педагогам был представлен новый ректор - игумен Евфимий (Моисеев), до этого возглавлявший издательский отдел в патриархии. Выбор его на должность ректора был идеален - филолог, богослов, настоящий, а не дутый кандидат наук, с большим стажем педагогической деятельности. В семинарии наступило иное время.

За год с небольшим новый ректор снискал авторитет и в семинарии, и у светских властей, и у прихожан. Он первый заговорил о возрождении в Казани духовной академии, которая некогда была одной из самых авторитетных в России. И нашел поддержку у врио президента Татарстана Рустама Минниханова по этому вопросу. А блестящие статьи игумена Евфимия по истории церкви, опубликованные в СМИ, можно считать талантливейшими образцами церковной публицистики. Таким образом, за судьбу семинарии и семинаристов теперь не приходится волноваться.

При владыке Анастасии началось возрождение монастырей, в том числе Раифской обители

На кафедре - более четверти века

Правящему до 13 июля этого года Казанской митрополией митрополиту Анастасию в августе исполняется 71 год. По церковным законам на покой владыки выходят в 75 лет. Казалось, что в ближайшие четыре года в Казанской митрополии перемен не будет. Но в патриархии решили по-другому, и это стало неожиданностью.

Перевод в Симбирскую митрополию, которая и по величине, и по авторитету гораздо меньше Казанской, можно расценивать и как откровенное понижение, и как возможность… вежливо отказаться и раньше срока уйти на заслуженный отдых, что, в принципе, неплохо. Но владыка Анастасий, как сообщил источник в Казанской митрополии, пакует вещи, собирает митры и намерен все-таки уехать на родину Ленина.

Чем он запомнится пастве? Плохо или хорошо, но он встал у руля более двадцати пяти лет назад, в эпоху перемен. А вообще его церковная деятельность в Казани - это около полувека. В момент назначения его епископом Татарстанским и Марийским наша епархия насчитывала более десятка храмов. Сейчас их более трех сотен.

При нем началось возрождение монастырей, в том числе нашей жемчужины - Раифской обители, при нем вернулся к жизни Свияжск с его храмами и монастырями. При владыке Анастасии открылась духовая семинария, началось повсеместное строительство новых храмов.

Наверное, как большинство управленцев, он совершал ошибки. Но тот, кто без греха, пусть первым бросит камень. Одна из таких ошибок - кадровая. Окружил себя не теми людьми - одно назначение на должность проректора студента девятнадцати лет от роду чего стоит. Но кто не совершает ошибок? И будут ли их помнить? А возрождение Раифской обители, Богородицкого мужского монастыря, где сейчас хранится подаренная понтификом Казанская чудотворная икона Богоматери, десятки воскресных школ для детей и их родителей, да и много других добрых дел - все это останется последующим поколениям православных края. И помнить будут это.

Вот ирония судьбы! Первый храм, возвращенный при владыке Анастасии его титаническими усилиями, - собор Петра и Павла в Казани, один из самых красивых в митрополии и нежно любимый верующими. И об отставке митрополита весть пришла 12 июля, в престольный праздник этого собора. Круг словно замкнулся.

Первый храм, возвращенный верующим усилиями Анастасия, - Петропавловский собор в Казани

Священник, дипломат, общественный деятель

Налицо рокировка: наш владыка едет в Ульяновск (если не передумает в последний момент), а владыка с родины Ильича митрополит Феофан (Ашурков) отныне займет его рабочий кабинет в здании митрополии на улице Карла Маркса в Казани. Возможно, все было решено еще в мае этого года, когда в Симбирскую митрополию приезжал с визитом патриарх, просто фигуранты дела узнали об этом решении позже, как часто бывает.

Можно сказать, что нашей пастве повезло: митрополит Феофан - один из авторитетнейших иерархов РПЦ. Судя по его биографии, он преуспел и на дипломатическом поприще, и как пастырь. Он родился в небольшом городке в Курской области, очень рано решил посвятить себя церкви и постригся в монахи. Это случилось в 1973 году, что само по себе уже было смелым шагом, - в Стране Советов не поощряли церковную деятельность.

Уже через четыре года нес послушание в русской духовной миссии в Иерусалиме, потом была дипломатическая служба в качестве секретаря экзархата Центральной и Южной Америки, дипломатическая работа в Сирии и Египте. Два последних места работы - штрих важный: наш новый митрополит хорошо знаком с исламом и наверняка сможет установить хорошие отношения с мусульманами республики. С образованием у него тоже все в порядке - духовная семинария и академия, кандидат богословия.

Есть в биографии митрополита Феофана еще несколько ярких и необычных страниц, говорящих о его человеческой смелости. В бытность его архиепископом Ставропольским и Владикавказским, ему приходилось принимать решения в чрезвычайных ситуациях, помогать людям практически по законам военного времени. Осенью 1993 года он был в числе переговорщиков, убеждал не делать неверных шагов и Руцкого, и Хасбулатова. Во время бесланской трагедии разместил раненых детей в монастырях епархии, обеспечивал медикаментами, следил, чтобы лечили и выхаживали.

Во время конфликта в Северной Осетии в 2008 году по его указу в одном из женских монастырей открыли пункт для реабилитации пострадавших детей. Что уж тут говорить - биография мужская, героическая. По сути, владыка прошел многие «горячие точки», где риск был не фантазийным, а обыденным, ежедневным.

Во время бесланской трагедии Феофан разместил раненых детей в монастырях епархии

Участие в деятельности в общественных структурах - тоже на самом высоком уровне. Был членом Общественной палаты, руководил несколькими рабочими группами, в том числе той, что занималась снятием напряженности на Северном Кавказе. Церковная карьера тоже протекает удачно - возглавлял митрополии Челябинскую и Симбирскую.

Но, пожалуй, деятельность владыки Феофана на Северном Кавказе - это все-таки отдельная и важная страница, авторитетные источники сообщают, что в установлении мира и светского, и межконфессионального в этом регионе есть и его немалая лепта. Казанская митрополия, безусловно, благополучный регион, но приход на кафедру энергичного, яркого, харизматичного священника-дипломата можно только приветствовать.

Фото: Роман Хасаев, pravmir.ru, raifa.ru, tatarstan-mitropolia.ru, prav-news.ru, а также из из архива журнала Московской патриархии

Татьяна Мамаева

День памяти:
9/22.05 – день кончины (1965 г.)

Митрополит Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич) родился 6 августа 1873 года в день праздника Преображения Господня, в селе Братках Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, где его дед по матери (Кармазиной), а потом отец, были священниками. Отца его звали Алексием, а мать – Анною.
Смерть рано похитила, в детском возрасте, всех братьев и старших сестер Саши, угрожала и ему. Но Господь сохранил ему жизнь среди многих детских болезней, через которые ему пришлось пройти вместе с ними.
О родителях своих позже вспоминал Владыка как о добрых, рассудительных и любящих, ничего не жалевших для его образования.

В ранние годы вразумил Господь Александра познать суету мира сего. Душа его с юности часто тосковала в этом мире, и он нередко оставался одиноким среди «юношей безумных», с упоением предававшихся жизненным наслаждениям.
Будучи пятнадцати лет от роду, он особенно глубоко почувствовал ничтожество всего земного, стал уклоняться от людей, сделался задумчив и охладел не только ко всем радостям жизни, но и к самой жизни, считая, что все ничтожно перед вечностью. Он был готов оставить школу и уйти в монастырь. Родителям стоило большого труда убедить его отложить исполнение такого решения до более зрелого возраста.

Александр окончил Тамбовское Духовное училище.
В 1893 году – Тамбовскую Духовную семинарию.

В 1897 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата Богословия.
В то время ректором академии был архимандрит Антоний (Храповицкий), будущий Первоиерарх Русской Церкви Заграницей. Здесь же молодой Александр познакомился и с архимандритом Сергием (Страгородским), инспектором академии.

В апреле 1898 года Тамбовским епископом Александром (Богдановым) в Тамбовском Казанско-Богородицком монастыре был пострижен с именем Анастасий, в честь преподобного Анастасия Синаита.
23 апреля владыкой Александром рукоположен во иеродиакона.
Вскоре затем – во иеромонаха.

В августе 1898 года ректором Московской Духовной академии архимандритом Арсением (Стадницким) отец Анастасий был приглашен на должность помощника инспектора родной ему академии, в которой оставался два года.

В 1900 году назначен инспектором Вифанской Духовной семинарии.

С июля 1901 года состоял в должности ректора Московской Духовной семинарии в сане архимандрита, после посвящения в сан епископа его предшественника архимандрита Трифона (князя Туркестанова).
Свое педагогическое служение в те годы отец Анастасий проходил под руководством своего дяди, митрополита Владимира (Богоявленского), будущего священномученика.

29 июня 1906 года в Московском Успенском соборе отец Анастасий был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии, с местопребыванием в Свято-Данииловом монастыре.
В своем слове при наречении во епископа в порыве прозрения он предрек, что: «…время гонений для служителей Церкви не миновало: пастыри Христовы всегда были, как овцы среди волков, а теперь, быть может, наступают такие дни, когда мы снова увидим обиды, угрозы, разграбление и описание имений, храмы, обагренные кровью и из храмов соделавшиеся кладбищами».
С 1906 по 1914 год он – настоятель Свято-Даниилова монастыря, следующий после епископа Никона (Рождественского), бывшего даниловским настоятелем в 1904-06 годах.
Долговременное пребывание в Москве (около восьми лет в должности викария Московской епархии и настоятеля обители благоверного и преподобного князя Даниила, а считая годы учения – свыше двадцати) дало владыке Анастасию многосторонний опыт. Его духовный облик сложился под влиянием славных московских святынь и великого иерарха Российской Церкви Московского митрополита Филарета (Дроздова).
Он был близок к таким философам как Е.Н. и С.Н. Трубецкие, к потомкам славянофилов Д.А. Хомякову, Ф.Д. и А.Д. Самариным. Его глубоко уважала мученица Великая княгиня Елизавета Феодоровна, которой он позднее устроил усыпальницу в Иерусалиме. Но одновременно почитала владыку Анастасия и православная купеческая Москва, и вообще Москва, жившая церковной жизнью. Он был известен народу как аскет и молитвенник, притом придающий Богослужению не только уставность, но и музыкальную красоту.
Владыке Анастасию поручалось руководство торжественным прославлением святителя Гермогена, церковной стороной торжеств в Москве по случаю 100-летия Отечественной войны 1812 года и 300-летия Дома Романовых.

14 мая 1914 года он был переведен на самостоятельную Холмскую и Люблинскую кафедру.
Уже бушевала Первая мировая война, вскоре распространившаяся и на территории Холмской епархии. Был момент, когда Владыка один оставался в Холме, уже покинутом военными и гражданскими властями. На плечи епископа легла забота о беженцах, он отдал свой дом под лазарет для раненых. Он также посещал передовые позиции, ободряя войска действующей армии Юго-Западного фронта, совершал молебны и панихиды. Его патриотические проповеди отличались искренним вдохновением и красноречием.
За свои труды Владыка был награжден орденом святого Владимира 2-й степени.

В 1915 году получил необычную для духовного лица награду – орден святого благоверного Великого князя Александра Невского с мечами «во внимание, – как говорилось в Высочайшем рескрипте, – к отлично усердному служению Церкви Божией и самоотверженной и доблестной деятельности во время военных действий».

Когда наступил роковой 1917 год и многие даже в среде духовенства были охвачены революционным угаром, архиепископ Анастасий не поддался веянию времени и твердо встал на защиту Церкви Христовой от всяких посягательств как на чистоту веры, так и на ее канонический строй.

Участвовал в делах Всероссийского Поместного Собора 1917-18 годов, возглавлял Отдел церковного имущества и хозяйства, возглавил соборную комиссию, выработавшую чин интронизации новоизбранного Патриарха.
Решительно выступил против записки 32-х противников патриаршества. Свое выступление закончил так: «Церковь становится воинствующей, она должна защищаться не только от врагов, но и от лжебратии. А если это так, то Церкви нужен вождь».
После избрания Патриархом святителя Тихона (Белавина) владыка Анастасий как знаток древних уставов возглавил соборную комиссию, создавшую чин настолования (интронизации) Первосвятителя. На него же была возложена и организация торжеств при интронизации.
Он приобрел репутацию одного из лучших проповедников, достигнув этого не только природным дарованием, но и усердным трудом. Именно ему было поручено проповедовать при интронизации патриарха Тихона.
Архиепископ Анастасий был избран членом Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
После настолования и молебствия с крестным ходом внутри Московского Кремля, разоренного и поруганного, Святейший Патриарх Тихон, по древнему обычаю, совершил объезд Кремля. Он выехал из Кремля в открытом экипаже, выбрав спутниками своими архиепископа Анастасия (Грибановского) и епископа Пахомия (Кедрова), следовавших за ним в отдельной коляске.

В марте 1918 года владыка Анастасий был награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке.

Как член Синода и один из самых доверенных сотрудников патриарха Тихона, он оставался еще несколько месяцев в Москве, участвовал в составлении актов об анафематствовании коммунистических безбожников и составил протест Патриарха против захвата Кишиневской епархии румынами. Румынская церковные и гражданские власти потребовали от архиепископа Анастасия выйти из канонического подчинения Русской Церкви и войти, вместе с Кишиневской епархией, в состав Церкви Румынской, но ни он, ни его викарии не согласились. Последние были насильно высланы из епархии, а владыка Анастасий, попытавшись проехать в свою епархию в октябре 1918 года, не был пропущен через румынскую границу, и вынужденно остановился в Одессе.

В 1919 году архиепископ Анастасий уехал в Константинополь и пребывал в Галате, в подворье русского Пантелеимонова монастыря.
15 октября 1920 года Временным Высшим Церковным Управлением Юго-Востока России, возглавляемым митрополитом Антонием (Храповицким), был назначен на правах епархиального архиерея управляющим русскими приходами Константинопольского округа, число которых быстро росло.
22 ноября 1920 года он был включен в состав ВВЦУ, заседания которого проходили в Константинополе, и избран заместителем митрополита Антония.
Владыка Анастасий возглавил Русский Комитет в Константинополе, объединявший до 35 организаций, организовывал общины, распределял прибывшее духовенство, находил помощь для нуждающихся и развил среди русских беженцев, числом до ста семидесяти пяти тысяч, плодотворную и многостороннюю пастырскую деятельность. Неоднократно приглашали его служить и в греческих храмах. Он оставался в Константинополе до 1924 года.

Архиепископ Анастасий являлся одним из заместителей председателя «Общего собрания представителей Русской Заграничной Церкви», позже переименовавшего себя в Русский Всезаграничный Церковный Собор 21 ноября – 2 декабря 1921 года в Сремских Карловцах в Сербии. Он возглавлял на Соборе отдел духовного возрождения России. Как председатель этого отдела выступил с докладом по вопросу о восстановлении Монархии в России. После длительного обсуждения Собор принял обращение к эмигрантской пастве с призывом молиться о восстановлении в России Монархии и Царствующего Дома Романовых.

С 13 сентября 1922 года владыка Анастасий вошел в созданный Архиерейским Собором в Сремских Карловцах временный Архиерейский Синод (вне юрисдикции Московского Патриархата), который стал правопреемником ВЦУЗ.

В 1923 году присутствовал в качестве представителя Русской Церкви на так называемом «Всеправославном Конгрессе», созванном патриархом Мелетием в Константинополе. Архиепископ мужественно возвысил голос против всех предложенных здесь новшеств, противоречащих священным канонам, веками освященным благочестивым традициям и обычаям. Архиепископ Анастасий явился главным оппонентом этого воплощения обновленчества, в то время как митрополит Антоний (Храповицкий) протестовал против него в переписке с православными патриархами. Благодаря их противодействию обновленчество на Православном Востоке не развилось многим далее насаждаемого из Константинопольского Патриархата «нового» календаря.

Вскоре после «Конгресса» последовал неблагоприятный поворот в отношениях Вселенского Патриаршего престола к Русской Церкви и патриарху Тихону, имя которого Константинопольский Патриарх запретил возносить в русских приходах в Константинополе, также не позволяя сноситься с Русским Архиерейским Синодом Заграницей.
В 1924 году Константинопольская Патриархия организовала особую следственную комиссию по делу русских архиереев, которые, по ее мнению, незаконно вторглись в ее компетенцию по окормлению русской паствы. Результатом стало запрещение в служении нескольких русских архиереев, в том числе владыки Анастасия, который был вынужден после Пасхи 1924 года покинуть Царьград и выехать через Францию в Болгарию. Там он принял участие в освящении Александро-Невского собора в Софии.

В течение десяти лет пребывал владыка Анастасий в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, выезжая ежегодно в Сремские Карловцы на Архиерейский Собор.
Привел в порядок имущественные дела Русской Духовной Миссии путем сдачи в аренду некоторых участков и возведения нескольких построек с помощью займов. И англичане, и греки уважали Владыку и считались с ним.

Указом Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Московского Сергия (Страгородского) от 22 июня 1934 года, в числе прочих «карловацких епископов», владыка Анастасий был запрещен в священнослужении.

10 сентября 1934 года Архиерейский Собор в Сремских Карловцах особым постановлением отверг указ митрополита Сергия (Страгородского) от 22 июня 1934 года о запрещении в священнослужении карловацких епископов. Под соборным постановлением стоит и подпись владыки Анастасия.

В 1935 году Сербским Патриархом Варнавой владыка Анастасий был возведен в сан митрополита и оставлен на постоянное пребывание в Сремских Карловцах в качестве помощника находившегося в болезненном состоянии Блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого).

10 августа 1936 года, после кончины митрополита Антония (Храповицкого), владыка Анастасий как старейший по хиротонии архиерей и первый заместитель почившего был единодушно избран Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, председателем Архиерейского Собора и Синода.
Ежедневно владыка митрополит Анастасий, являвший всем пример строго иноческой жизни, посещал Божественную литургию в Троицкой церкви и до поздней ночи занимался церковными делами. Во все воскресные и праздничные дни он сам совершал Богослужение и неизменно сам же проповедовал. Проповеди его захватывали слушателей художественностью стиля, тонкой отделкой мысли и разносторонней содержательностью.

В 1938 году немецкими властями была оказана помощь в ремонте девятнадцати русских православных храмов в Германии и выделены деньги на сооружение собора в Берлине, был принят закон об имуществе РПЦЗ в Германии.
12 июня 1938 года митрополит Анастасий обратился к Гитлеру с благодарственным адресом, в котором говорилось: «Лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду».

В августе 1938 года под председательством владыки Анастасия в Сремских Карловцах прошел II Всезарубежный Церковный Собор, который, среди прочего, осудил переход управляющего Зпадноевропейскими русскими приходами митрополита Евлогия (Георгиевского) в юрисдикцию Вселенского Патриарха, а также гонения на Церковь в СССР.

С перемещением Архиерейского Синода Зарубежной Церкви из Карловцев в Белград туда переехал и его председатель митрополит Анастасий, управлявший одновременно на правах епархиального архиерея русскими приходскими общинами в Югославии. Здесь, неподалеку от русской Свято-Троицкой церкви, являвшейся фактически его кафедральным собором, он провел первые годы Второй мировой войны.
Будучи ценителем науки, владыка Анастасий объединил вокруг себя ученых и общественных деятелей и наиболее просвещенных служителей Церкви, собирая их периодически на совещания. При Архиерейском Синоде учредил особый Ученый комитет, возглавленный магистром Богословия архиепископом Тихоном (Лященко). Пример Владыки способствовал расцвету духовной жизни русских в Белграде.

Для Югославии Вторая мировая война началась 6 апреля 1941 года, когда немцы вторглись в страну и вскоре захватили ее. Неожиданная бомбардировка Белграда 6 апреля заставила большинство населения бежать, и русские остались почти одни в полуразрушенном городе. Несмотря на падавшие кругом бомбы, во время налета митрополит Анастасий оставался на своем архиерейском месте в алтаре, а чредное духовенство служило молебен перед чудотворной иконой Божией матери "Знамение" Курской-Коренной. И это несмотря на то, что в непосредственной близости от церкви упало целых пять бомб, сгорела соседняя сербская церковь святого Марка, а у самой церковной стены двое суток пылал гигантский костер из зажженного бомбой склада бревен.
На второй день, 7 апреля, в самый праздник Благовещения, когда происходила особенно сильная бомбардировка, владыка Митрополит присутствовал на Божественной литургии, которую совершал в подвале Русского дома один из священников для множества укрывавшихся там людей. Эта литургия, совершенная в обстановке, напоминавшей катакомбы древних христиан, на всю жизнь запечатлелась в памяти у тех, кто на ней был. Все присутствовавшие, до трехсот человек, по благословению владыки Митрополита причащались после общей исповеди, ввиду явно грозившей всем смертельной опасности.
Ровно через неделю, в Лазареву субботу, в совершенно разгромленный и опустошенный город вошли немцы, и начались тяжкие для русской эмиграции в Югославии годы. Вместе со своей белградской паствой Владыка благодушно переносил и голод, и холод, и всевозможные стеснения и лишения, разные неприятности со стороны оккупационных германских властей и выпады враждебного отношения со стороны известной части сербского населения, поддавшейся коммунистической пропаганде.

После начала войны Германии с СССР Владыка воздерживался от заявлений в поддержку Германии; но в своем пасхальном послании за 1942 год писал: «Настал день, ожидаемый им [русским народом], и он ныне подлинно как бы воскресает из мертвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы. И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют свое избавление как бы из самого ада преисподнего».

21 октября 1943 года в Вене митрополит Анастасий возглавил Совещание восьми епископов РПЦЗ, которое свидетельствовало о неканоничности и недействительности состоявшегося 11 сентября того же года избрания митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси и невозможности вследствие этого признать митрополита Сергия законным Патриархом.

С Пасхи 1944 года начались почти ежедневные налеты на Белград англо-американских бомбардировщиков, уносившие множество жертв, но, несмотря на явную угрозу жизни, Митрополит ни в чем не изменял своего обычного образа жизни, вдобавок к прочему навещая раненых, хороня убитых и утешая обездоленных. По его благословению духовенство стало совершать обходы домов с чудотворной Курско-Коренной иконой, от которой стали происходить обильные чудотворения.
Будучи непримиримым к иноверческой и инородческой советской власти, владыка Анастасий благословлял тех, кто боролся с нею. Полную поддержку его встретил Русский Охранный Корпус в Югославии. Поддержал Владыка и начинание генерала Власова, с которым лично встречался в Карлбаде (ныне Карловы Вары), где он проживал, когда, вместе с основной массой русских, должен был покинуть Югославию, с приближением красных.

В сентябре 1944 года, когда советские войска уже приближались к Белграду, главная масса русских обитателей его устремилась в Вену, куда эвакуировался и Архиерейский Синод Зарубежной Церкви. И здесь митрополит Анастасий не переставал служить во время бомбежек.
Из Вены митрополит с Синодом переехали сначала в Карлсбад.
Летом 1945 года – в Мюнхен, который на время сделался крупным центром русской церковной и общественной жизни.

В этот период, в апреле 1945 года, патриарх Московский Алексий I обратился к клиру Русской Православной Церкви Заграницей с призывом вернуться в лоно Матери-Церкви, но не был признан Синодом во главе с митрополитом Анастасием. Тогда же была принята резолюция, в которой, в частности, говорилось об «установлении молений о помощи Божией для освобождения России от большевистско-коммунистического ига».

На Архиерейском Соборе в мае 1946 года в Мюнхене был воссоздан Архиерейский Синод РПЦЗ, в который влилась значительная группа русских архиереев, выехавших из контролировавшейся Германией территории СССР.
Собор постановил отметить пятидесятилетие священнослужения, сорокалетие епископства и десятилетие первоиераршества владыки Анастасия принятием им титула «Блаженнейшего», правом ношения двух панагий и преднесением креста, но Владыка категорически отверг эти почести и уклонился от участия в юбилейных празднествах.

С 1948 года шло массовое переселение русских в США, и многие стали упрашивать Митрополита переехать с Архиерейским Синодом туда же.
24 ноября 1950 года митрополит Анастасий переехал из Мюнхена в Нью-Йорк (США).
25 ноября отбыл в Троицкий монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк), где совершил освящение новопостроенного каменного храма в честь Святой Троицы. После того состоялся Архиерейский Собор, в котором приняли участие одиннадцать иерархов РПЦЗ.
Здесь же, впервые в истории РПЦЗ, Владыкой был совершен чин мироварения и освящения мира, которое прежде РПЦЗ получала от Сербской Церкви.
Новая волна русских беженцев, прибывавших из Азии и Европы, в большинстве предпочла остаться под омофором митрополита Анастасия и с их прибытием возникло около ста новых приходов. Митрополит, несмотря на преклонные годы, предпринимал частые поездки, выступал на торжествах и собраниях, и продолжал рукополагать новых архиереев: Антония (Синькевича) во епископа Лос-Анжелосского (19.VIII.1951); Аверкия (Таушева) во епископа Сиракузско-Троицкого (25.V.1953); Савву (Раевского) во епископа Мельбурнского (24.I.1954); Антония (Медведева) во епископа Мельбурнского (18.XI.1956); Савву (Сарачевича) во епископа Эдмонтонского (28.IX.1958); Нектария (Концевича) во епископа Сеатлийского (11.III.1962).
Уже в 1951 году владыка Анастасий совершил поездку через северо-американский материк – в Калифорнию и с тех пор проводил зиму в Нью-Йорке, а немалую часть лета – в полюбившейся Калифорнии. В Америке Митрополит совершал сам и благословлял частые обходы приходов и домов с Курско-Коренной иконой, названной «Одигитрией русского рассеяния».

В феврале 1952 года резиденция митрополита и Синода переместилась в Нью-Йорк.

Думая о приближавшемся в 1956 году 50-летнем юбилее архиерейского служения Владыки, паства снова хотела достойно отпраздновать это событие, но скромный архипастырь вновь уклонился от чествования.

Последние годы жизни Митрополита были омрачены смутой в связи с постройкой нового кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» в Сан-Франциско, когда неразумные из клира и прихожан, вдохновляемые силами зла, воздвигли гонения на руководившего этой постройкой блаженного святителя Иоанна (Максимовича). Но вскоре молитвами и трудами архиепископа Иоанна все трудности постепенно были преодолены.
Митрополит же Анастасий стал все больше недомогать, был помещен в больницу на обследование, после чего уже едва мог ходить без посторонней помощи.

Чувствуя свою немощь, владыка Митрополит объявил архиереям, что решил уйти на покой, и предложил избрать ему преемника.
27 мая 1964 года на Архиерейском Соборе в день Преполовения Пятидесятницы новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви был избран епископ Брисбенский Филарет (Вознесенский), а митрополит Анастасий ушел на покой, сохранив почетное председательство в Синоде и получив, по единодушному решению членов Собора, титул «Блаженнейшего» с правом ношения двух панагий и преднесения креста, от чего прежде столь решительно отказывался.
Большой радостью для Блаженнейшего владыки Анастасия было состоявшееся на этом же Соборе прославление святого праведного Иоанна, Кронштадтского чудотворца.

22 мая 1965 года вечером, в возрасте девяносто одного года, митрополит Анастасий (Грибановский) почил, окруженный почитателями, в своих покоях в новом Синодальном доме в Нью-Йорке. Разрешительную молитву прочел его многолетний духовник архиепископ Аверкий (Таушев). Облачение тела почившего в архиерейские одежды по чину было совершено присутствовавшим при кончине Преосвященным Нектарием (Концевичем), епископом Сеатлийским.
В лице митрополита Анастасия ушел из временной жизни последний в Зарубежье представитель архипастырского сонма дореволюционной Императорской России и в то же время последний остававшийся в живых член Священного Синода Российской Церкви, то есть последний носитель для всех бесспорно законной церковной власти, избранной на последнем свободно созванном Поместном Соборе Российской Православной Церкви в 1917 году. Он был последний на то время архиерей, к благословляющей деснице которого припадал смиренно Помазанник Божий Царь-Мученик Император Николай Второй, светлую память о котором он с любовью хранил всю жизнь.
23 мая в Синодальном соборе была совершена соборно архиерейским чином, с митрополитом Филаретом во главе, Божественная литургия, а затем в течение дня целый ряд панихид над гробом почившего. Заупокойная литургия последовала 24 мая, на которой служило одиннадцать архиереев и шестнадцать священников, затем отпевание, а затем, 25 мая – цикл погребальных служб и погребение под алтарем монастырского храма Святой Троицы в Джорданвилле, рядом с гробницей архиепископа Тихона (Троицкого).

Литература:
1. Церковные ведомости, 1906, № 24, 323, № 26, 335; 1909, № 36, 339; 1912, № 34, 332; 1914, № 21, 256.
2. Прибавления к Церковным ведомостям, 1915, № 44, 2248.
3. Изв. Каз. еп., 1914, № 3, 80; 1911, № 35, 1019-1022.
4. ЖМП, 1932, № 9-10, 5; 1946, № 3, 26-31; 1948, № 6, 36-38; 1953, № 7, 32-39; 1954, № 2, 47; 1958, № 11, 18-19.
5. Прав. Собес., 1908, январь, 53, ноябрь, 594.
6. Кормчий, 1915, № 29, 342.
7. Холмский народный календарь 1917 год, 55, 58, 59, 63, 64, 85, 111, 117-121.
8. Миссионер. Календарь, 1907, 128.
9. Сергий, еп., Несколько слов по поводу раскольничьей деятельности митрополита Анастасия. Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год, 166-167. Булгаков, 1406.
10. Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке, ч. 2, Нью-Йорк, 1945, 34.
11. Православная Русь, 1963, 15, 5.
12. Православная Русь, 1965, 10, 4.
13. Зернов, Н.М., сост., Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972, Boston: G. K. Hall & Co., 1973.
14. Шкаровский, М.В., Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР), Москва, Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002, 508.
15. Евлогий (Георгиевский), митр., Путь моей жизни, Москва, Московский рабочий; ВПМД, 1994.
16. Митрофан (Зноско-Боровский), еп., Хроника одной жизни, Москва, Свято-Владимирское братство, 2006, 548-585.
17. Первый на Москве. Московский Данилов монастырь. Альбом издательства «Даниловский благовестник». М.,2000.
18. Аверкий, архиеп., Жизнеописание Блаженнейшего Митрополита Анастасия: http://www.holytrinitymission.org
19. Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке, ч. 2, Нью-Йорк, 1945, 34.
20. Н. Тальберг. Памяти митрополита Анастасия. Русская Православная Церковь Заграницей. В 2-х томах. 1968. Printed in the U.S.A. Т. 1, С. 274-287.
21. Завещание Блаженнейшего митрополита Анастасия. Русская Православная Церковь Заграницей. В 2-х томах. 1968. Printed in the U.S.A. Т. 1, С. 288-293.

В связи с назначением Анастасия митрополитом Симбирским и Новоспасским ульяновские священнослужители протоиерей Иоанн Косых, иерей Георгий Рощупкин и пришедшие с ними миряне выступили против Анастасия, выкрикивая «Анаксиос!» («Не достоин!») перед началом его первой службы в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе 20 июля 2015 года . Против назначения митрополита Анастасия в обращении к Феофану , бывшему митрополиту Симбирскому и Новоспасскому, выступила часть участников ульяновского епархиального православного молодёжного клуба, большая часть которого встала на сторону Анастасия . Основанием своих действий протестующие объявили нарушение митрополитом Анастасием 90-го правила свода Карфагенских соборов. Однако, по мнению богословски образованных членов [кто? ] РПЦ, такие действия мирян и клириков в отношении к своему епископу подпадают под целый ряд прещений по нескольким пунктам свода канонов .

Обвинения гомосексуализме

В декабре 2013 года обвинён протодиаконом Андреем Кураевым в отказе лишить сана пресс-секретаря Казанской епархии игумена Кирилла (Илюхина), проректора Казанской духовной семинарии , дело которого о подозрении в гомосексуальных актах с подопечными разбирала комиссия Патриархии. Игумен Кирилл (Илюхин) обвинялся в сексуальном домогательстве к воспитанникам семинарии. Дело рассматривала комиссия Учебного комитета Русской Православной Церкви, под руководством протоиерея Максима Козлова . По результатам расследования, игумен был отстранён от занимаемой должности за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, хотя комиссия не обнаружила доказательств сексуального домогательства , и он был оставлен в священном сане. Исполняющий обязанности старшего помощника прокурора Татарстана Сайяра Зиятдинова направил в прокуратуру Авиастроительного района Казани письмо в котором было отмечено, что «направляется поступившее через интернет-сайт обращение О. М. Глазовой от 9.01.2014 о проведении проверки в отношении проректора по учебной работе Казанской духовной семинарии Русской православной церкви К. Илюхина» на предмет наличия признаков преступления, предусмотренного ст. 133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера), а также добавлено, что «о результатах рассмотрения обращения прошу сообщить заявителю» . Отсутствие состава преступления подтвердили и результаты следствия - был дан отказ за отсутствием состава преступления. [ ]

Корреспондент ИА REGNUM Василий Стадницкий критиковал митрополита Анастасия за плохое управлении епархией, потворство распространению гомосексуализма в Казанской семинарии и среди духовенства Казанской митрополии, а также в самом гомосексуализме.

Нового митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия его новая паства в Ульяновске встретила отнюдь не по-христиански. Пресловутый гей-скандал 2013 года, который разгорелся в Казани, аукнулся новому владыке сегодня, но уже в нашем городе. Когда священнослужитель направлялся в Спасо-Вознесенский собор, чтобы провести там первую на ульяновской земле службу, верующие под предводительством двух местных священников, не пожелавших принять решение Синода РПЦ, начали кричать новому митрополиту «анаксиос», что в переводе с греческого значит «недостоин».

Зачатки скандала

Ровно неделю назад стало известно о том, что митрополит Феофан, приехавший в Ульяновск буквально в мае прошлого года, оставляет наш город и переезжает в Казань, чтобы стать там митрополитом Казанским и Татарстанским. В свою очередь глава Казанской епархии - владыка Анастасий должен был переехать в Ульяновск, чтобы занять место Феофана. Таково было решение Священного Синода русской православной церкви.

Однако среди ульяновского духовенства нашлись такие, кто (хочется верить) из благих побуждений позволил себе не согласиться с мнением руководства РПЦ и патриарха Кирилла. Ими оказались местные протоиерей Иоанн Косых и иерей Георгий Рощупкин, которые крайне болезненно восприняли тот самый скандал.

История из прошлого

Напомним, тогда владыка Анастасий был ректором духовной семинарии. В ноябре в нее внезапно нагрянули с проверкой представители РПЦ, которым от семинаристов поступила информация, что проректор по воспитательной работе семинарии, а по совместительству и пресс-секретарь владыки Анастасия игумен Кирилл якобы приставал к мальчикам. Подлил масла в огонь знаменитый диакон Андрей Кураев, который обнародовал стенограмму того «разноса», который устроил Анастасий учащимся за «донос».

Закончилась эта история тем, что наш новый владыка пост ректора семинарии покинул, однако архипастырем быть не перестал. И руководство РПЦ этому не противилось.

Что сегодня?

Хотя история эта осталась в прошлом, осадок остался. И видимо, больше всего этого осадка оказалось в душах двух ульяновских священников, которые нашли сторонников в рядах верующих. Основные их аргументы сводятся к тому, что Анастасий после нашумевшего скандала «на обелился». Согласно законам православной церкви, он должен был доказать свою непричастность содомскому греху.

Свое мнение они решили отстаивать весьма экстравагантным способом. Сегодня нового митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия в Спасо-Вознесенский собор в буквальном смысле не хотели пускать, чтобы тот не смог отслужить здесь свою первую службу.

По словам сразу нескольких очевидцев, достаточно большая толпа хором скандировала обидное для священнослужителя греческое слово «анаксио», которое переводится как «недостоин», и мешала старцу пройти в храм. Митрополита в свою очередь окружили другие священники и казаки, которые не давали агрессивной пастве подходить к нему близко. При этом сам владыка нес в руках икону, которая должна была его защитить. Очевидцы утверждают, что драки в буквальном смысле чудом удалось избежать.

Пугающая ситуация закончилась, к счастью, благополучно. Анастасий все-таки попал в храм, и его первая служба все-таки состоялась. Уже после нее он взял слово. По словам очевидцев, она растрогала сердца тех, кто все-таки остался до конца. Тем не менее, как будут в дальнейшем складываться взаимоотношения архипастыря и его паствы, пока не ясно.

Валерий Васнецов

Видео с Youyube (пользователь Марина Коротина) и "Вконтакте" (пользователь Иришка Брехова)