Картины Тициана: фото и описание. Тициан – биография и картины художника в жанре Высокое Возрождение, Маньеризм – Art Challenge Тициан описание картин

Родился в 1490 году, в семье военного и государственного деятеля Вечеллио Григория.

Художник эпохи Возрождения

Картины Тициана стоят в одном ряду с шедеврами таких мэтров Ренессанса, как Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи. В тридцатилетнем возрасте художник был объявлен лучшим живописцем Тициана, написанные в разное время, отличаются ярко выраженной сакральностью, большинство полотен отражает мифологические и библейские сюжеты. Также он прославился как мастер портретной живописи.

В 1502 году Тициан Вечеллио поступил в мастерскую Себастьяно Цуккато, где его научили делать наброски, а затем ознакомили с основами живописи. Спустя некоторое время подросток перешел на обучение к Джованни Беллини. Там он познакомился с Лоренцо Лотто и Джорджоне. С последним Тициан работал над фресками в храме Фондако деи Тедески.

Первые шедевры

Картины Тициана раннего периода - это в основном портреты. В 1510 году от чумы умирает Джорджоне, и молодой Вечеллио берется закончить незавершенные работы своего наставника. А спустя год Тициан отправляется в Падую, где в церкви Скуола дель Санто расписывает своды фресками о чудесных превращениях Антония Падуанского.

Искусство портрета

После того как живописец отдал дань памяти Джорджоне, он обращается к изображениям дам из высшего общества и библейской тематике. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Картины Тициана с мадоннами и младенцами ценились знатоками того времени и отмечались как полотна, полные жизнеутверждающей силы и той особой внутренней просветленности, которая отличала творчество живописца. Вечеллио удавалось привнести в сюжеты на библейскую тему что-то неуловимо земное, но вместе с тем непогрешимое. Портреты Тициана поражали высоким уровнем духовности, вместе с тем с полотна смотрел живой человек, как правило, с грустью в глазах.

После Джорджоне живописец Вечеллио старался найти для себя кого-нибудь из высшего художественного сословия, чтобы набраться опыта. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Живопись Тициана постепенно приобретала признаки зрелости, сюжеты становились все более осмысленными, а тончайшие полутона на его полотнах приводили в восторг ценителей живописи. Художник не успевал выполнять нескончаемые заказы, которыми его засыпали представители королевского двора и Ватикана, среди его постоянных клиентов были кардиналы и герцоги, знатные дамы и римские вельможи.

Всемирно известный шедевр

Картина, которую в 1538 году создал Тициан, "Венера Урбинская", стала примером символизма в живописи. Обнаженная молодая женщина с осыпающимися розами в руке символизирует готовность стать чьей-то женой. Художник изобразил юную невесту герцога Гвидобальдо, расположившуюся на ложе в ожидании главного события своей жизни - замужества. В ногах невесты спит собака - символ супружеской верности, на заднем плане хлопочут служанки, перебирая приданное в сундуках. Тициан на картине "Венера" отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения.

Еще одна замечательная картина, на которой художник запечатлел женский образ, - это Тициан обращался к образу Марии Магдалины неоднократно, но самым лучшим полотном считается то, которое находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Размер шедевра - 119 на 97 сантиметров.

Магдалина

Живописец изобразил женщину в момент раскаяния. Душевное смятение на лице, в глазах - надежда на избавление от невыносимых страданий. Взяв за основу образ пышноволосой венецианки, Тициан наделил ее характерными чертами, подчеркивающими драматизм и тревогу, которыми пронизана картина. Сотни оттенков передают трепет души кающейся Марии.

Портретное искусство Тициана пережило свой расцвет в 1530 - 1540 годах, когда художник с удивительной проницательностью изображал своих современников, угадывая малейшие нюансы характеров, отражая на полотнах состояние их души. Ему удавалось даже отобразить отношения между людьми, которые были изображены на групповом портрете. Художник легко находил единственно нужное композиционное решение, безошибочно выбирал позу, жест, поворот головы.

Мастерство

С 1538 года Тициан овладел в совершенстве тончайшими тональными оттенками, когда рождает еще десятки различных полутонов. Для техники живописи, особенно портретной, эта способность свободного обращения с цветовой гаммой много значит. Нюансы цвета переплетались с психологизмом картины, становилась заметной эмоциональная составляющая.

Лучшие работы того периода - "Портрет Гонзага Федерико" (1529), "Архитектор Джулио Романо" (1536), "Пьетро Арентино" (1545), "Венера и Адонис" (1554), "Глория" (1551), "Мужчина в (1550), "Кларисса Строцци" (1542), "Рануччио Фарнезе" (1542), "Красавица" (1537), "Граф Антонио ди Порчиа" (1535), "Карл V с собакой".

В 1545 году художник отбыл в Рим для создания серии портретов папы Павла Третьего. Там Тициан впервые встретился с Микеланджело. Спустя три года он переезжает в Германию, где пользуется гостеприимством Карла V, императора. В этот период живописец создает несколько монументальных полотен: "Коронование терновым венцом" (1542), "Человек Се" (1543) и целый ряд картин под общим названием "Даная".

Позже художником были написаны глубоко психологические картины: "Венера и Адонис" (1554), "Глория" (1551), "Мужчина в военном костюме" (1550), "Диана и Актеон" (1559), "Венера перед зеркалом", (1555), "Похищение Европы" (1562), "Аллегория благоразумия" (1560), "Девушка с веером" (1556), "Архитектор Джулио Романо" (1536), "Пьетро Арентино" (1545), "Кларисса Строцци" (1542), "Рануччио Фарнезе" (1542), "Красавица" (1537), "Граф Антонио ди Порчиа" (1535). В этот период также был написан знаменитый автопортрет художника, где Тициан изображен с кистью в руке.

Свет и воздушность

Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Приглушенные золотистые тона, синий со стальным оттенком, бесконечное число розово-красных тонов. Отличительный признак поздних работ Тициана - это впечатление воздушности, манера письма исключительно свободна, композиция, форма, свет - все соединяется в одно целое. Тициан основал особую технику живописного рисунка, где краски наносятся не только кистью, но и пальцами, мастихинами. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом.

Последние шедевры Тициана, написанные незадолго до смерти: "Пьета", "Святой Себастьян", "Венера и купидон с повязкой на глазах", "Тарквиний и Лукреция", "Несение креста", "Положение в гроб", "Благовещенье". На этих картинах художник отобразил неизбывный трагизм, все поздние полотна отличаются глубочайшим драматизмом.

Смерть художника

В 1575 году Венеция столкнулась с бедой, которая охватила весь город, это была страшная эпидемия чумы. За одну неделю погибла третья часть населения. Заболел и Тициан, 27 августа 1575-го художника обнаружили мертвым около мольберта. В одной руке он сжимал кисть, а в другой - палитру.

В Италии существовал закон, запрещающий хоронить погибших от чумы, так как вирус этой страшной болезни невероятно живучий, он может сохраняться десятилетиями. Поэтому умерших попросту сжигали. Тициана решили не предавать огню. Гениального художника похоронили в соборе "Святая Глориоза Мария деи Фрари".

Тициан - великий венецианский художник, один из титанов эпохи Возрождения. Его творчество наполнено красотой и радостью жизни, вера в счастье человека. Необыкновенное богатство, тонкость и праздничность цветов сделали его одним из крупнейших живописцев мира. Он прожил около ста лет и оставил миру множество блистательных работ. Темы его картин разнообразны: мифология и религия, портрет и пейзаж, во многих произведениях он воспитывает прекрасное нагое человеческое тело.

В раннем периоде Тициан работал вместе с Джорджоне, и его произведения этого периода перекликаются с произведениями Джорджоне, например, "Любовь земная и небесная", "Флора" - они безмятежные по настроению, знойные и глубокие по краскам.

Но Тициан по сравнению с Джорджоне менее лиричен и утончен, его женские образы более земные, но по-своему не менее обаятельны. От них исходит успокоительное веяние душевной свежести и здоровья. Спокойные, золотоволосые, пышнотелые женщины Тициана - то обнаженные, то в богатых нарядах - это как бы сама невозмутимая природа, сияющая "вечной красотой", не добрая и не злая, не умная и не глупая и в своей откровеннной чувственности абсолютно целомудренная.

Работая в различных жанрах,Тициан непрерывно совершенствовал свою живописную "технику" и достиг в ней такого совершенства, такой свободы и смелости, которая поражала тогда и поражает сейчас.

Тициан прожил 99 лет, причем самым плодотворным и самым значительным оказался поздний период его жизни. В конце его жизни страну постигает бедствие: ее опустошает эпидемия чумы, от чумы и умер Тициан.

У родника, сделанного в виде античного мраморного саркофага, из которого льется струя прозрачной воды, сидят две прекрасные, похожие друг на друга женщины: обнаженная богиня любви Венера и нарядно одетая золотоволосая земная женщина, олицетворяющая земную любовь. Меж ними, склонившись к воде, маленький Амур вылавливает лепестки роз.

Пейзаж в картине полон безмятежного покоя.Эта картина звучит как гимн красоте и любви и проникнута наслаждением жизни

Карл V - один из выдающихся правителей своей эпохи, король Испании из династии Габсбургов. Разносторонне образованный, знал несколько языков. Вел многочисленные войны, в результате которых присоединил большое количество стран. Жителей своей страны держал "в черном теле", поскольку страну свою он рассматривал как сундук с деньгами.
Вспыхивали бунты, однако он их жестоко подавлял
Истощенный непрерывными войнами и стоящий на грани нервного срыва, Карл V в 1556 году отрекся от престола и удалился в монастырь. С эксцентричной выдумкой он провел в 1558 году своеобразную генеральную репетицию своих похорон. Завернутый в саван и окруженный держащими свечи монахинями, император лежал на катафалке и в таком состоянии участвовал в литургии.
А вскоре, 21 сентября правитель мира умер.

"Смерть Актеона" иллюстрирует одну из историй, взятую из "Метаморфоз" Овидия. Прекрасный Актеон, охотясь в лесу, случайно увидел купающуюся богиню Диану. Рассерженная богиня превратила юношу в оленя и затравила несчастного его собственными собаками.

На картине мы видим бегущую Диану, в одной руке она держит лук, второй рукой вынимает из колчана стрелу. Мчащаяся впереди нее свора собак набрасывается на получеловека-полуоленя.

Полотно решено в мягких приглушенных тонах. Только силуэт Дианы в розовом хитоне контрастом выделяется на фоне холодного неба с мятущимися по нему облаками.

Эта работа выполнена Тицианом для украшения феррарского дворца д Эсте.

Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Увидев прекрасную девушку, Вакх спускается со своей колесницы, запряженной леопардами, чтобы поднять ее к себе. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. К ней в стремительном движении устремляется Вакх, прекрасное тело которого укрыто единственной одеждой в виде развевающегося яркого розового плаща. За Вакхом - шествие его спутников: это и танцующие нимфы с тамбуринами, и девушки, несущие сосуды для вина, и сатиры. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни.

Прекрасен окружающий сцену пейзаж. Высоко над танцующими нимфами и фавнами деревья раскинули свои разноцветные кроны. У самого горизонта можно рассмотреть почти растворившийся в дымке мифический город. Тонкие белые облака словно прорезают небо.

Работа удивительно декоративна. Но все-таки главное в ней - это безмолвный диалог между Ариадной, всем своим существом стремящейся к морю, где еще может быть виден парус уплывающего корабля Тесея, и Вакхом, как бы говорящим ей этим, что Тесей принадлежит прошлому, а все ее будущее связано с ним.

Картина запечатлела момент встречи только что воскресшего Христа, выдающего себя за крестьянина, с обессилевшей от горя и отчаяния Марией Магдалиной. Эта последняя их встреча происходит на фоне пркрасного идиллического пейзажа, полного света и умиротворения. Распростертая у ног Спасителя Мария Магдалина тянет к нему руку. Но слова Христа останавливают ее - он уже принадлежит другому миру. Художнику удалось запечатлеть удивительное слияние любви земной и любви небесной.

Можно без конца стоять в Эрмитаже перед "Кающейся Марией Магдалиной" и наслаждаться такой жизненностью, такой естественностью, в которой, кажется, не хватает только ее дыхания.

Следы слез на цветущем лице, припухшая верхняя губа и покрасневшая кожа над ней, то, как струятся по плечам и груди густые волны волос металлического отлива, - все дает зрителю такую полноту чувственного погружения, на какую только способна живопись.

В "Кающейся Магдалине" чувствуется душевная скорбь Тициана: никогда раньше его кисть не решилась бы написать молодое прекрасное женское лицовоспаленным от слез, и пейзажный фон у него никогда не был таким тревожным.

Однажды, пытаясь подловить Христа в слове, религиозные учителя израильтян Его спросили, можно ли давать подать кесарю или нет? Христос попросил римский динарий, монету, которой и платили подать императору. На римской серебряной монете, которую ему дали, был изображен римский император в лавровом венке и надпись"Тиберий кесарь, Август..." По тогдашним представлениям тот, кто был изображен на монете, являлся ее владельцем. Кесарю и надо было отдавать то, что ему принадлежит. Вопрос о подати императору, по мнению иудеев, был трудным, решался простым взглядом на римский динарий.
Поэтому Христос. глядя на динарий, спросил: "Чье это изображение и надпись?" - "Кесарево", - ответили Ему. Иисус ответил своими знаменитыми словами:"Отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу",

Перед нами произведение шекспировского склада: портрет папы Павла III, главного покровителя инквизиции, властного, хитрого и деятельного; с ним - его внучатые племянники - Алессандро и Оттавио Фарнэзе.

Страшный по своему непреклонному реализму портрет. Недоверие и тайная вражда связывает всех троих. Хищный и дряхлый старец в папской мантии напоминает загнанную в угол крысу, которая готова метнуться куда-нибудь в сторону, но пути отрезаны. Что-то шепчет папе фальшиво-подобострастный Оттавио. Ему противопоставлен умный, внешне спокойный Алессандро.

В картине чувствуется атмосфера назревающего предательства, коварства, интриг. И позже эти раболепные вассалы действительно предали своего господина и дядю, Тициан предугадал то, что должно было свершиться в действительности.

Многие видят в этой картине портрет герцогини Элеоноры Урбинской. Благодаря тому, что художник ввел в интерьер бытовую сцену вместо пейзажного фона, собачку в ногах, - образ женщины выглядит очень земной, естественной.

Одна из самых великолепных картин, написанных уже старым Тицианом. Здесь художник показывает античную богиню Венеру как живую, земную женщину, которая любуется собой перед зеркалом. Амуры помогают ей: один держит зеркало, а другой подает венок из драгоценных камней.

Тициан Вечеллио (Пьеве ди Кадоре, ок. 1485/1490 – Венеция, 1576) был ключевой фигурой в развитии венецианской и европейской живописи. Великий колорист, он с предельной полнотой выявил возможности письма «всем цветом», создавая язык, который затем оказал влияние на Тинторетто и других крупных европейских мастеров, таких как Рембрандт, Рубенс и Эль Греко.

Ранние произведения Тициана

Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини . Значительное влияние оказал на развитие Тициана Джорджоне , с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.

Тициан. Христос с динарием (Динарий кесаря). 1516

В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон; серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи , Альбрехта Дюрера и Рафаэля , все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511; серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон; первые ксилографии).

Тициан. Женщина перед зеркалом. Ок. 1514

Тициан. Любовь земная и небесная. 1514

Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная »(1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Дивно просветленный лик Богоматери, возносящейся в высоту, восторг и одушевление собравшихся у гроба апостолов, величественная композиция, необычайный блеск красок – все вместе составляет могучий торжественный аккорд, производящей неотразимое впечатление.

Тициан. Успение Богородицы (Ассунта). 1516-1518

Тициан и придворная культура

В последующие годы Тициан начал выполнять заказы некоторых итальянских дворов (Феррара, с 1519; Мантуя, с 1523; Урбино, с 1532) и императора Карла V (с 1530), создавая мифологические и аллегорические сцены: например, Венера Урбинская (1538, Галерея Уффици, Флоренция).

Тициан. Венера Урбинская. До 1538

Как оригинально Тициан разрабатывал античные сюжеты, показывают его картины «Диана и Каллисто» и особенно - полные жизни «Вакханалия » (Мадрид), «Вакх и Ариадна » (Национальная галерея, Лондон).

Тициан. Вакх и Ариадна. 1520-1522

До какого высокого совершенства было доведено мастерство изображения нагого тела, можно судить по многочисленным поражающим выпуклостью форм и силою колорита «Венерам» (лучшая во Флоренции, в Уффици) и «Данаям».

Тициан. Вакханалия. 1523-1524

Даже аллегорическим изображениям Тициан умел придать благородную жизненность и красоту. К превосходным образцам этого рода живописи Тициана принадлежат «Три возраста»

Превосходны и его женские портреты: «Флора» (Уффици, Флоренция), «Красавица» («La bella») (Питти, Флоренция), портрет дочери Тициана Лавинии.

Тициан. Флора. 1515-1520

Стремление к реализму изображаемого события даёт о себе знать в нескольких алтарных образах Тициана, включая Алтарь Пезаро (1519 – 1526, Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), где продемонстрировано исключительное мастерство композиции.

Тициан. Мадонна со святыми и членами фамилии Пезаро (Алтарь Пезаро). 1519-1526

Тициан использует здесь тему Святого собеседования, однако располагает фигуры не фронтально к плоскости изображения (как, например, у Джорджоне в Альтаре Кастельфранко), а по диагонали на разных уровнях: группу Мадонны с младенцем вверху справа, группу с поклоняющимся ей героем внизу слева и коленопреклоненных членов семьи-заказчика (семейство Пезаро) внизу справа на первом плане.

Наконец, Тициан имеет крупное значение, как пейзажист. Пейзаж играет у него видную роль во многих картинах. Тициан превосходно изображает строгую, простую и величественную красоту природы.

Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный живописец. Пьетро Аретино, Ариосто, герцог феррарский Альфонсо, герцог мантуанский Федериго, император Карл V, сделавший Тициана своим придворным живописцем, папа Павел III – были его друзьями и покровителями. В течение многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при многосторонности таланта Тициан создал множество разнообразных произведений, особенно в последние 40 лет, когда ему помогали многочисленные ученики. Уступая в идеальности и одухотворенности Рафаэлю и Микеланджело , Тициан равен первому по чувству красоты, а второму – по драматической жизненности композиции и превосходит обоих по силе живописи. Тициан обладал завидным уменьем передать пышную прелесть колорита, придать необыкновенную жизнь колориту нагого тела. Поэтому Тициан считается величайшим из итальянских колористов.

Этот чудный блеск колорита неразрывно связан с блеском радостного сознания существования, которым проникнуты все картины Тициана. Негой и роскошью, чувством ликования и уравновешенного полного светлого блаженства дышат его сановито-важные фигуры венецианцев. Даже в религиозных картинах Тициана поражает прежде всего невозмутимость чистого бытия, абсолютная гармония чувств и ненарушимая цельность духа, которая вызывает впечатление, сходное с впечатлением от антиков.

Усиление драматизма образов

В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини, который у него выдержан с особенной силой и от которого он совершенно освобождается в своих зрелых произведениях. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств.Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).

Тициан. Ecce homo ("Се человек"). 1543

В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм; выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора.

Тициан. Конный портрет императора Карла V на поле Мюльбергской битвы. 1548

Он продолжал создавать и картины эротико-мифологического содержания, такие как Венера с органистом, амуром и собачкой или Даная (несколько вариантов).

Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами, известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция).

Тициан. Портрет молодого англичанина (Портрет неизвестного с серыми глазами). Ок. 1540-1545

Влияние маньеризма на Тициана

В Венеции деятельность Тициана была сосредоточена прежде всего в сфере религиозной живописи: он писал алтарные образы, вроде Мученичества Святого Лаврентия (1559, церковь иезуитов).

Тициан. Мученичество святого Лаврентия. 1559

В ряду его последних шедевров числятся Благовещение (Сан-Сальваторе, Венеция), Тарквиний и Лукреция (Академия изобразительных искусств, Вена), Увенчание тернием (Баварские картинные собрания, Мюнхен), которые обозначают явственный переход Тициана к маньеристическому этапу. Великий художник действительно доводит до логического завершения живопись «всем цветом», создав язык, позволявший экспериментировать с новыми, глубоко выразительными средствами.

Тициан. Благовещение. 1562-1564

Этот подход оказал сильное воздействие на Тинторетто, Рембрандта, Рубенса, Эль Греко и некоторых других крупных мастеров того времени.

Последняя картина Тициана, не вполне оконченная за смертью, была «Pietà» (академия, Венеция), обличающая уже дрожащую руку 90-летняго старика, но по композиции, силе колорита и драматизма замечательная в высокой степени. Тициан умер от чумы в возрасте около 90 лет в Венеции 27 августа 1576 и был похоронен в церкви Санта Мария дей Фрари.

По неутомимости и живучести гения Тициан имеет соперником только Микеланджело, рядом с которым он стоял в продолжение двух третей XVI столетия. Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. Он не только завершил в целом ряде крупных произведений совокупные усилия прежних поколений венецианской школы, но и с блеском открывает новую эру. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Нидерландцы – Рубенс и Ван-Дейк, французы – Пуссен и Ватто, испанцы – Веласкес и Мурильо, англичане – Рейнольдс и Гейнсборо обязаны Тициану столько же, сколько итальянцы Тинторетто, Тьеполо и Паоло Веронезе.

Сегодня в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина для публики открывается выставка работ одного из главных художников эпохи Возрождения - . Основой экспозиции стал большой проект, завершивший свою работу в начале июня в Риме. В Москву же привезут всего одиннадцать работ живописца. Тем интереснее возможность не спеша насладиться произведениями, ради которых в другое время придется исколесить половину Италии.

"Мадонна с младенцем" (1507 год)

Тициан "Мадонна с младенцем", 1507

Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). В начале своего пути стиль Тициана был близок стилю другого мастера итальянского Возрождения - Джорджоне, причем настолько, что какое-то время атрибуция этой картины была под вопросом. Вазари в своем известном труде "Жизнеописания знаменитых живописце, ваятелей и зодчих" писал о Тициане как о продолжателе традиций Джорджоне. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени - Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника - итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет).

"Мадонна с младенцем" также имеет второе название - "Мадонна Лохиса" - по имени известного европейского коллекционера XIX века графа Гульельмо Лохиса (Guglielmo Lochis), жемчужиной собрания которого она была. Сейчас эта работа хранится в Академии Каррара в Бергамо.

"Крещение Христа" (1512 год)

Тициан. Крещение Христа. 1512 год.

Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. На картине три персонажа - сам Христос, облаченный в белое и стоящий по колено в реке Иордан, Иоанн Креститель, а по диагонали от него - мужчина в черном, наблюдающий за таинством крещения. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Если на выставке будет возможность подойти к картине поближе, то можно рассмотреть два обручальных кольца на руке мужчины в черном, считается что они символизируют земной брак Рама и его мистический брак с Богом - идея так называемого "мистического брака между Богом и человеком" была общим местом в теологии времен Возрождения.

Эту картину относят к периоду, когда Тициан выработал собственный стиль и его работы стали все менее походить на произведения Беллино и Джорджоне. Кроме того, в этой работе ему удалость достигнуть эффекта сфумато, знаменитого приема, изобретенного Леонардо да Винчи, позволяющего передать на картине воздух, окутывающий ее героев.

До конца XVI века эта картина находилась в собственности семейства Рам, затем была продана и спустя время, в 1750-м году, попала в коллекцию капитолийской Пинакотеки.

"Флора" (1515 год)

предоставлено пресс-службой ГМИИ

Тициан "Флора", 1515 год.

Несмотря на то, что этот портрет был написан Тицианом в возрасте приблизительно 25 лет и относится к раннему периоду его творчества, он является квинтэссенцией того, что принято называть "тициановской красотой", чувственной и полнокровной. Кто изображен на картине - загадка. Предполагают, что это могла быть Виоланте, дочь художника Якопо Пальмы Старшего, но никаких документальных свидетельств, которые могли бы подтвердить или опровергнуть сей факт, нет. Также до сих пор исследователи гадают, кто предстает перед зрителями - непорочная дева, или же искусная куртизанка. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин - "Женщина перед зеркалом" (Лувр) и "Саломея" (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений - в частности, Рембрандта и Веласкеса. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция.

"Портрет Томмазо или Винченцо Мости" (1520-1526 годы)

Тициан. Портрет Томаззо или Винченцо Мосит. 1520-1526 годы

Портрет-загадка, существуют разные предположения относительного того, кто запечатлен на картине - согласно надписи на обороте на ней изображен Томмазо Мости. Однако, поскольку он был духовным лицом, а портретируемый одет в светскую одежду, было сделано предположение, что на самом деле это его брат Винченцо, фаворит герцога Феррары, Модены и Реджио Альфонсо д"Эсте. Сейчас находится в собрании Галереи Палатина Палаццо Питти во Флоренции.

La Bella/"Красавица" (1536 год)

Тициан. Красавица (La Bella). 1536 год

На выставке в Москве можно увидеть еще один из самых прекрасных женских образов в истории мирового искусства - на этой картине изображена другая незнакомка в богатом одеянии из синего бархата, но также, как и Флора, с пышными золотистыми волосами, собранными в косу вокруг головы. Происходит потрет из урбинского собрания, поступил в коллекцию флорентийских герцогов Медичи в 1631 году с наследством супруги Фердинандо II Медичи Виттории делла Ровере. Возможно, именно этот портрет упоминается в письме урбинского герцога Франческо Мария делла Ровере своему послу в Венеции Леонарди как "Дама в синем". Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция.

"Портрет Джулио Романо" (1536 год)

Тициан. Портрет Джулио Романо. 1536 год.

На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) - ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Портрет Тициан писал в Мантуе, у живописцев были совместные дела, и оставил его в подарок другу. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви.
После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго.
Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо - "Форнарина" или "Дама за туалетом" как еще называют эту работу (зал №7 Искусство Италии VIII-XVIII веков).

"Портрет Антонио Порчия" (1535-1540 годы)

предоставлено пресс-службой ГМИИ

Тициан. Портрет графа Антонио Порциа, 1535 - 1537 годы.

Антонио Порчия - дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Эта картина - типичная для того времени работа на заказ, официальный портрет благородного мужа. Если рассматривать эту работу в контексте творчества Тициана, то исследователи сходятся во мнении, что это одна из лучших работ зрелого периода художника. И к тому же один из самых больших его портретов. Герой картины показан величественным, например, в глаза бросается массивная золотая цепь, напоминающая орден Золотого руна. В то же время портрет не выглядит тяжелым, не давит на зрителя, "воздуха" картине добавляет пейзаж за окном.

Картина долгие годы хранилась у потомков господина Порчия, а потом вместе с семьей переехала в Милан, где была унаследована Евгенией Висконти Литта Аресе, которая в 1891 году в свою очередь подарила ее городскому музею - Пинакотеке Брера, где картина хранится и по сей день.

"Даная" (1544-46 годы)

предоставлено пресс-службой ГМИИ

Тициан. Даная. 1544 - 1545 годы.

Даная - героиня картин многих художников. В древнегреческой мифологии дочь Акрисия, царя Аргосского и Евридики, мать Персея, имя которой упоминается в "Илиаде". Тициан также изображает "кульминационный момент" истории Данаи - Зевс проникает в ее темницу в виде золотого дождя.

Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Первая версия, которую и покажут на выставке в ГМИИ, была написана в период с 1544 по 1546 годы по заказу испанского короля Филиппа II, а сейчас принадлежит Национальному музею Каподимонте в Неаполе. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). На неапольской версии картины рядом с Данаей - амур, в отличие от других картин. Еще одна из них находится в музее Прадо , вторая в Эрмитаже , третья в Венском художественно-историческом музее. Более всего похожи между собой "Данаи" из Прадо и Эрмитажа, отличаются главным образом служанки, которые ловят золотые монеты подолом платья, а на картине из венского музея служанка ловит монеты золотым подносом.

В свое время картина принадлежала коллекции знаменитой итальянской династии Фарнезе, до того как попала в коллекцию музея. Во времена Второй мировой войны эта работа Тициана была в числе похищенных нацистами произведений искусства, которые были найдены в шахте в Зальцбурге, и вернулась в Неаполь после окончания войны в 1947.

"Распятие" (1558 год)

Тициан. Распятие. 1558 год.

"Распятие" было завершено Тицианом в 1558 году и сейчас принадлежит алтарю церкви Сан-Доменико в Анконе. Эта работа была заказом венецианского купца Петро делла Корнови, переехавшим с семьей из Венеции в Анкону.

Композиция картины почти плоская, слева у подножия креста - Дева Мария в темно-синих одеждах, ее лица почти не видно, Святой Доминик обнимает крест, а Святой Иоанн стоит, раскинув руки, не в силах поверить в случившееся.

На тот момент написания этой картины Тициан занимался живописью уже более пятидесяти лет, и в этот период своего творчества обратился к исследованию трагедии и человеческих страданий, передать которые в своих работах он пытался в первую очередь с помощью цвета. Вазари описывал этот стиль "позднего Тициана", как "сделанный из пятен" краски. Здесь преобладают темные тона, доминируют синий и черный, а белый, которого совсем немного, выглядит как вспышки света. Для достижения необходимого ему эффекта в некоторых местах Тициан наносил краску не кистью, а пальцем.

"Благовещение" (1564 год)

Тициан. Благовещение. 1564 год.

Это часть алтарного образа (Тициан кроме "Благовещения" работал также над еще одним образом в этой же церкви - "Преображением Господним"), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Хотя современники критиковали эту "Благовещение" за "грязные цвета", сейчас она воспринимается как одна из наиболее смелых его работ. На картине Мария изображена напуганной, а не смиренно принимающей известие, как ее изображали ранее, а визуальный акцент смещен на архангела Гавриила и Святой дух в центре композиции.

"Венера, завязывающая глаза Амуру" (1565 год)

Тициан. Венера, завязывающая глаза Амуру. 1565 год.

Эту картину уже можно было видеть в Москве шесть лет назад, она стала настоящей сенсацией выставки "Россия-Европа-Россия". С "Флорой" "Венеру" разделяют полвека, и, безусловно, меняется манера письма мастера. Живопись здесь, вдохновившая позже Тернера и импрессионистов, похожа на крупные светоносные цветные пятна, которыми обозначены царственные фигуры богини и нимф. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. В то же время другой прижимается к ней, как дитя к матери, что сообщает полотну спокойствие и игривую атмосферу одновременно. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе.

Тициан скончался почти через десять лет, в августе 1576 года во время эпидемии чумы. По легенде, его нашли на полу мертвым с кистью в руке.

Подготовили Наталья Попова и Светлана Янкина

Тициан Вечеллио - итальянский живописец эпохи Возрождения.

Биография Тициана

«Здесь лежит великий Тициан Вечелли -
соперник Зевсов и Апеллесов»

Тициан, или Тициан Вечеллио , родился неподалеку от Венеции, в городе Пьеве ди Кадоре. Точно установить его дату пока не удалось — ученые до сих пор об этом спорят. Некоторые утверждают, что в 1576 году, когда художник умер, ему было 103 года, другие — 98 — 99 лет. Большинство склоняется к тому, что прожил Тициан больше 80-ти, но никак не больше 90 лет. Следовательно, родился где-то в период 1485 — 1490 гг.

В семье Вечеллио было четверо детей — две девочки и два мальчика. Отец — Грегорио Вечеллио — был инспектором шахт и начальником народного ополчения, то есть семья была небогатой, но и не бедной.

В возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал вВенецию. Он работал в мастерской Себастьяно Цуккато, потом в мастерской Джентиле Беллини, затем у Джованни Беллини. Он знакомится сЛоренцо Лотто и другими художниками, представителями венецианской школы живописи. Но самые тесные отношения у него завязываются сДжорджоне. Первыми работами Тициана, выполнявшимися совместно с Джорджоне, были фрески в Фондако деи Тедески, от которых сохранились лишь фрагменты.

О полученном Тицианом образовании нечего не известно. Знаем мы только то, что художник на латыни не читал — именно она в то время была признаком хорошего образования. Большинство тициановских писем по его просьбе писали другие люди. Однако это не помешало его дружбе со многими литераторами. Например, поэт Пьетро Аретино был его ближайшим другом. Современники описывали Тициана как очень общительного человека, который отличался еще и хорошими манерами.

Около 1500 года Тициана вместе с младшим братом Франческо отправили учиться живописи в Венецию. Подробности об учебе неизвестны — они начинаются только с 1508 года. По сведениям исследователей творчества Тициана, он был учеником Себастьяно Дзуккато, Дженти ле Беллини, но скоро принял решение и выбрал мастерскую Джованни Беллини.

Крепкая дружба связывала Тициана и другого известного художника — Джорджоне. Но это длилось недолго — Джорджоне умер в 1510 году.

Тициан уехал в Падую, однако вскоре вернулся в Венецию. Оказалось, что в родном городе из всех подававших надежды художников остался один он. Многие умерли, кто-то уехал. К 1516 году Тициан уже упрочил свои позиции как ведущего венецианского художника.

Основа деятельности Тициана — алтарные образы . Также художник выполнял и довольно престижные частные заказы.

В 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. Во время следующего визита император ужу пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского. Такого титула не удостаивался ни один живописец.

Знакомство с императором заставило Тициана перебороть свой страх дальних путешествий. Он теперь активно ездил в Испанию и другие страны, работая по заказу Карла V.

Тициана и сына императора — Филиппа II — связывала дружба. Однако она иногда пошатывалась сребролюбием Тициана — бывают такие художники! Он не позволял задерживать гонорары, а если такое происходило, то заваливал императора письмами.

Скончался мастер, скорее всего, от чумы — она в 1576 году накрыла всю Венецию .

Творчество художника

Ранний период

Внимательно изучая работы Рафаэля и Микеланджело, Тициан постепенно вырабатывает свой стиль. «В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики. Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен».

Он создает эпические полотна на религиозные и мифологические темы.

Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516-1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. «Андреане» (около 1523-1524) написаны под влиянием Микеланджело.

В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого - «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520). В «Мадонне Пезаро» (1526) уже виден собственный стиль Тициана.

Расцвет

«Конец 1530-х-1540-е гг. - время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т. д.

Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображенных, драматизм ситуации. С редким искусством Тициан находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине Тициан находил неповторимо индивидуальное колористическое решение.

Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Тициан в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека.

К лучшим портретам этого периода относятся «Портрет Федерико Гонзага» (1529), «Портрет Карла V с собакой» (1533), «Портрет графа Антонио ди Порчиа» (1535), «Портрет архитектора Джулио Романо» (около 1536), «Красавица» (1536-1537), «Кларисса Строцци» (около 1542), «Рануччио Фарнезе» (1542), «Портрет Пьетро Аретино» (1545).

Поздний период

«Отличительное свойство поздних работ Тициан - их тончайший красочный хроматизм.

Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки. К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи.

Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами.

Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма.»

К последним шедеврам относятся «Положение во гроб» (1559), «Благовещение» (около 1564-1566), «Венера, завязывающая глаза Купидону» (около 1560-1565), «Несение креста» (1560-е), «Тарквиний и Лукреция» (1569-1571), «Св. Себастьян» (около 1570), «Коронование терновым венцом» (около 1572-1576), «Пьета» (середина 1570-х) .

  • В честь Тициана названкратер на Меркурии.

Гуго фон Гофманстальнаписал пьесу «Смерть Тициана», где есть такие строки:

«Когда б не он, мы жили бы во мраке
И не познали б красоту земли.»

  • Тициановская «Венера Урбинская» вдохновилаЭдуара Мане на создание его знаменитой«Олимпии».
  • В 1508-1510 гг. появилась «Спящая Венера» Джорджоне, в создании которой по мнению искусствоведов принимал участие ученик Джорджоне Тициан. Очевидно типологическое сходство двух картин.

Библиография

  • Kennedy Ian G. Titian , Tascen, 2007.
  • Махов А. Тициан. «Молодая гвардия». Москва. 2006. (Жизнь замечательных людей)