Десять потерянных колен израиля. Десять потерянных колен (598 до н.э.) 10 потерянных колен израилевых

Изгнание или уничтожение –
историческая судьба еврейского народа

Ассирия облагает государства данью

Сын Ровоама II Захария был свергнут уже через полгода после прихода к власти, и армейский офицер Менаим был провозглашен царем. Через три года после этого в Ассирии к власти пришел сильный военачальник, принявший имя крупнейшего ассирийского завоевателя Тиглатпаласара Он стал Тиглатпаласаром III.

Из ассирийской записи мы узнаем (Библия здесь молчит), что государства восточного средиземноморья объединились под руководством иудейского царя Озии.
В 738 году до н.э. коалиция потерпела поражение, и Ассирия обложила все прибрежные государства данью. Теперь Сирия освободилась от Израиля, и дань платила самостоятельно. Все государства прекрасно понимали, что, только платя дань, можно избежать полного уничтожения.

Новая коалиция против Ассирии

В тот же год Менаим умер, и на трон взошел его сын Факия, правивший всего два года. Новый военный переворот привел к власти сановника Факея. Он сразу начал создавать новую коалицию против Ассирии. Он привлек сирийского правителя Рецина, сына Венедада III. Иудея в этот союз не вступила. Она хорошо усвоила урок ассирийской силы.

В Иудее в это время умер царь Озия, а вслед за ним и его сын, Иофан. Он тоже вскоре умер, и царем стал внук Озии и сын Иофана Ахаз. Ни один из этих царей не хотел вступать в коалицию Сирии и Израиля. В этом их поддерживал и пророк Исайя.

Исайя начал свою деятельность в год смерти Озии и проповедовал свой взгляд на религию, как на главенство этических норм и социальной справедливости над ритуалами.

Израиль и Сирия пригрозили Иудее войной. Исайя высказал Ахаду свое мнение в резкой форме, и это выражение сохранилось в Библии – в книге пророка Исайи. Ситуация была труднейшая: не вступать в коалицию, – Сирия и Израиль разрушат Иудею. Вступать в коалицию нельзя, – государство будет разрушено Ассирией. Иудея не вступила в коалицию..

Войска Сирии и Израиля все-таки вторглись в Иудею и быстро опустошили всю страну. Сразу же Эдом и филистимляне освободились и стали независимыми. Ахаз оказался правителем территории чуть больше Иерусалима и его окрестностей.

Падение Сирии и рассеяние её народа

Хотя Исайя призывал его терпеть, Ахаз обратился за помощью к Ассирии.

Ассирийские войска стремительно двинулись на запад и в 732 г. до н.э. сирийские войска были разгромлены, а Дамаск взят. Сирия утратила свою независимость навсегда. Тиглат паласар организовал депортацию населения. Он отправлял аристократические семьи на чужбину, а вместо них направлял на эти земли чужеземцев. Возникавшая внутренняя вражда поглощала энергию населения, которая, в противном случае, могла быть направлена против Ассирии.

Арамейцы, как называли себя сирийцы, никогда более не создали государства на своей земле. Однако они не исчезли. Будучи рассеянными, они сохранили свой язык и финикийский алфавит. Этот язык и этот алфавит уже несколько веков (с XIII века до н.э.) использовался в торговле и мореплавании вместо ассирийского языка с его клинописным письмом.

Так оказалась, что в течение многих столетий Сирия посредством своего арамейского языка оказала огромное влияние на мировую культуру.

Израиль после падения Сирии

Израилю оставалось существовать как государству и народу всего 10 лет.

Ассирия оторвала от побежденного Израиля две трети его территории на севере, – они стали провинциями Ассирии. У Факея осталось крошечное царство вокруг Самарии. Вскоре после очередного переворота в 732 году он погиб. Царем стал руководитель заговора Осия.

Через 4 года положение Израиля несколько изменилось. Умер Тиглатпаласар III, но Израиль не мог использовать представившуюся возможность вернуть свои земли. Он не мог на равных сражаться даже с ослабленным противником. Единственной крупной державой по соседству, которая могла бы противостоять Ассирии, был Египет. Это было бы и в интересах Египта, так как на его границе оказалось сильное государство. Вот почему Израильский царь Осия обратился за помощью к египетскому фараону Сигору.

Падение Израильского царства и переселение его населения

Египет такую помощь обещал, после чего Осия отказался выплатить дань ассирийскому царю Салманасару V (сыну и наследнику Тиглатпаласара). Тот тут же двинул войска в Израиль и опустошил его, Осию сверг и взял в плен, а Самарию вскоре (725 г. до н.э.) осадил.

Три года осажденная Самария защищалась. Она оказалась в полной изоляции, – никто не помог ей – ни Иудея, ни Финикия, ни Египет.

В это время в Ассирии Салманасара V свергает с престола новый узурпатор, провозгласивший себя царем Саргоном II. Он и завершил осаду Самарии.

Ассирия, нанеся поражение Израильскому царству, решила разрушить государство и его столицу Самарию раз и навсегда. Ассирийцы выслали из Израиля 27 тысяч человек из высших слоев - землевладельцев и чиновников, правда, другая часть их бежала в соседнее еврейское государство Иуду вместе с религиозными свитками.

Переселенцев разместили в районе реки Хавор, северо-восточнее Самарии примерно на 450 миль. Вроде бы они строили новую столицу Ассирии Ниневию.

А вскоре Ассирия пала под ударами других завоевателей. Вряд ли значительное число переселенцев вернулось на родину. Библия говорит о потерянных коленах Израиля.

Потерянные колена

В Израильском царстве проживало десять из двенадцати колен евреев. С тех пор десять колен считаются потерянными. В Иуде остались лишь потомки колен Иуды и Леви. Большинство потомков потерянных десяти колен были, очевидно, ассимилированы народами, среди которых они были поселены. Их следы ищут повсюду, и каких только нет гипотез, какими народами стали эти 19 колен или в каких народах они растворились. Но в Закавказье живут до сей поры горские евреи – таты в Азербайджане и эбраэли Грузии. В любом случае нет каких-либо упоминаний, что какая-то часть выселенных из Израиля евреев вернулась на родину. Современные исследователи ищут их и среди саков, и среди хазар, и среди армян…

На освободившуюся территорию ассирийцы прислали переселенцев из других неспокойных провинций. Последующие поколения смешанного населения - евреев-израильтян, оставшихся в сельской местности, и переселенцев - стали называться самаритянами.

Но сами самаритяне поклонялись Яхве и проводили богослужения в той же форме, что и израильтяне, потомками которых они себя считали. Жители Иудейского царства их евреями не считали, они были для них полукровками, а их яхвизм – никчемной и опасной ересью. В Библии появляется именно иудейская версия.

На протяжении тысячелетий историки, исследователи и искатели приключений были не на шутку увлечены легендами о потерянных коленах Израиля. Тема местонахождения их вызывала дебаты и спекуляции даже среди ученых Торы. И хотя на протяжении всего долгого периода изгнания никому по-настоящему не удавалось это как следует прояснить, были различные намеки и подсказки, обнадеживающие, что ответ может быть близко. Мы постарались собрать все, что еврейские источники могут рассказать об этих десяти коленах и их изгнании.

Пленение десяти колен ассирийцами после падения Северного Израильского царства описывается в книгах Млахим II (Книга Царств II, 17:6,18:11) и Диврей а-Ямим I (5:26) всего лишь в нескольких коротких отрывках. Названы некоторые места в Ассирии, куда были угнаны колена: Халах, Хавор (ныне Хабур), Ара, река Гозан и города Мидии.

Мудрецы Талмуда говорят, что некоторые из этих мест находятся в Ираке, Иране и Сирии. Однако они также утверждают, что колена стали заключать смешанные браки. Таким образом, их потомство нельзя считать еврейским (Йевамот, 16b–17a; Кидушин 72a).

Что же это за места, куда был изгнан народ?

Халах — это Халазон;(1) Хавор — это Хабайеб;(2) река Гозан — это Гинзак; города Мидии — это Хамадан (3) , столица древней Мидии (ныне в зап. Иране), и соседние с ней поселения. Но некоторые говорят, что города Мидии — это Нихар и прилегающие к нему территории.

Какие города находятся рядом с Нихаром?

Шмуэль говорит: Керех, Мушхей, Хидки и Думакайя.

Раввин Йоханан сказал о жителях этих мест: «Все они были перечислены, чтобы объявить своих жителей генеалогически несостоятельными».

Но ведь были в изгнании и женщины, чье потомство все равно считалось бы еврейским, даже если бы они вступали в смешанные браки. Однако есть мнение, что женщины из изгнанных колен были стерилизованы, чтобы благодаря им не продолжился род Израиля.

Другие трактуют это так: мудрецы не отошли оттуда, пока они не объявили народ совершенными язычниками, как сказано в Невиим, книге Пророков: «Господу изменили они, ибо чужих детей породили» (Ошеа, 5:7).

Казалось бы, это отвечает на вопрос о том, существуют ли еще десять колен сегодня как часть еврейского народа.

Однако, утверждение, что все колена ассимилировались, как очевидно, противоречит талмудической дискуссии о возвращении этих колен в Израиль с приходом Машиаха.


Раби Давид Бонфил (XIII в.) разрешает этот конфликт, объясняя, что ассимилировались только те колена, которые были изгнаны в города Мидии. Он утверждает, что остальные отправились в другие места, они-то и вернутся в эпоху Машиаха. (4)

Вообще мудрецы Талмуда и Мидраша предлагают целый ряд альтернативных мест, куда могли быть изгнаны потерянные колена, и в том числе упоминают «Африки»(5) и «горы Селуга».

Один из источников, где мы читаем о других местах жительства изгнанников, это Иерусалимский Талмуд.

Раби Берахия и раби Хелбо говорят от имени раби Шмуэля бар Нахмана: в три места были изгнаны сыны Израиля — одни за пределы реки Самбатион, другие в Дафну, пригород в Антиохии, и третьи ушли туда, где «опускаются облака, скрывая всякий след».

Как десять колен были высланы в три этих места, так же и другие колена — Реувена, Гада и половина колена Менаше, оказались в трех местах. Почему? Как сказал пророк: «[Потому что] дорогой сестры своей ходила ты, и дам Я чашу ее в руку твою» (Йехезкель, 23:31). И когда вернутся одни, вернутся и другие.

На чем основано это утверждение?

В книге Йешаяу (49:9) сказано: «Чтобы сказать узникам: «Выходите!»» — это о тех, что были изгнаны за реку Самбатион. «И тем, что во тьме: «Появитесь!»» — это о тех, на кого спустилось облако и скрыло их след. «При дорогах пасти будут, и на всех высотах – пастбища их» — это о тех, которые были изгнаны в Дафну.

Мидраш дает аналогичную информацию о том, куда отправились изгнанники, но добавляет еще интересное описание их чудесного возвращения.

Итак, в три места были изгнаны десять колен. Некоторые из сосланы к реке Самбатион. Другая группа отправлена в отдаленную страну за этой рекой, что была в два раза дальше от Израиля, чем первая. Третья группа была «проглочена в Ривлате».

Бог скажет узникам, «чтобы они вышли», — это о тех, кто был сослан к реке Самбатион. И Он скажет «тем, что во тьме: «Появитесь!»» — тем, кто сослан в далекую землю за рекой Самбатион. И для тех, кто был «проглочен в Ривлате», Бог создаст подземные туннели, и они пройдут через них, чтобы достичь Масличной горы в Иерусалиме. Бог будет находиться на горе (над горой) и заставит ее расколоться, и десять колен выйдут изнутри, как говорится в стихе: «И стоять будут ноги Его в день тот на Ар Азэйтим, что пред Иерусалимом, с востока; и расколется Ар Азэйтим пополам (в середине) – на запад и на восток, и появится весьма большая долина, и отодвинется половина горы к северу и половина к югу» (Захарья, 14:4).


Река Самбатион

Возможно, самая известная легенда, связанная с потерянными коленами, относится к вышеупомянутой реке Самбатион. Об этом как о реальном факте упоминает раби Акива. Он говорит, что в течение шести будних дней недели река бушует и из-за этого невозможно ее пересечь, и лишь в седьмой день ее воды «успокаиваются». Известна история, когда римский губернатор Турнус Руфус, любящий дискутировать с рабби Акивой, спросил его: «Откуда вы, евреи, знаете, что правильно считаете дни до субботы?» — рабби Акива ответил: «Река Самбатион доказывает это, потому что в течение шести дней недели ее воды непрерывно бурлят, и только в субботу они утихают». (6)

Рассказы об этой чудесной реке периодически возникали на протяжении последующей еврейской истории всякий раз, когда предполагали, что состоялся контакт с десятью коленами. Самый ранний такой момент, записанный после составления Талмуда, был дан интересным, но в то же время вызывающим немало вопросов историческим персонажем Эльдадом а-Дани — Эльдадом из колена Дана.

Эльдад а-Дани и бней Моше

В конце IХ века человек, называющий себя Эльдад а-Дани, появился в еврейской общине Кайруана (ныне Тунис). Он утверждал, что пришел из земли под названием Хавила (согласно Берешит, 2:11, при сотворении мира земля с таким названием находилась в Эдене, Райском Саду). Это недалеко от реки Самбатион, где жили четыре колена: Дана, Нафтали, Гада и Ашера. Кроме этого, он рассказывал, что много путешествовал и встречал людей также из колен Реувена, Исахара, Звулуна, Эфраима, Менаше и Шимона.

Хотя евреи Кайруана с уважением относились к Эльдаду, они все же не были уверены, что должны верить его рассказу. И они отправили по этому поводу такое письмо раби Цемаху бар Хаиму, Гаону Сурской йешивы (в Вавилонии), лидеру мирового еврейства в то время:

«…Этот Эльдад не понимает ни слова на арабском или эфиопском, знает только иврит. Однако в его иврите содержатся слова, которые мы никогда не слышали раньше. Например, он называет голубя «тинтира», птицу — «ракус», а перец – «дармуш». Многие такие слова мы слышали из его уст, когда показали ему некий объект, и когда мы повторяли этот эксперимент несколько дней спустя, он использовал то же слово, чтобы описать его.

Их устная традиция изложена на чистом иврите, но, как мы уже говорили, ни один ученый Торы там не упоминается, зато каждый закон предваряется словами: «Итак, мы узнали это от Йеошуа, сына Нуна, который принял это от Моше, который получил его от Бога». Он научил нас некоторым своим законам, и мы поняли, что их Тора та же самая, что у нас; однако существуют некоторые небольшие различия. Мы посчитали необходимым представить эти различия нашему учителю, потому что некоторые из них тревожат…

Он имеет отношение к легендарной реке, той, о которой идет речь, когда говорится об изгнании евреев в Вавилонию во время разрушения Первого Священного Храма, и племена касдим (халдеи) столкнулись с потомками Моше [на берегах рек Вавилона] и потребовали, чтобы те играли на их арфах песни, которые прежде исполнялись в Храме. Но евреи начали плакать перед Богом и говорили: «Как могут те пальцы, которые играли перед Тобой в Святом Храме, делать то же перед угнетателями нашими на этой нечестивой земле?» Поэтому они отгрызли себе большие пальцы рук. В ту ночь появилось облако и скрыло их всех вместе с их палатками, овцами и крупным рогатым скотом – и перенесло их в землю Хавилу.

Предки Эльдада, жившие в то время в Хавиле, услышали той ночью сильный шум, как будто произошло землетрясение, а утром они увидели множество людей, окруженных новой рекой, извергающей камни и грязь.

Эта река — Самбатион, все еще извергает камни и грязь вместо воды и производит при этом большой шум; если встретится ей гора железа, она быстро ее уничтожит. Эта река без воды беспрерывно бурлит с камнями и грязью шесть дней в неделю; только в субботу она успокаивается. В пятницу к вечеру облака оседают на ее поверхности, не давая никому к ней приблизиться (хотя она и перестает бурлить), и остаются там до вечера субботы. По этой причине она называется Самбатион, или Самбатино, от слова «Суббота». Есть и узкие части этой реки, не более 60 локтей в ширину, где те люди могут стоять на одной стороне, пока мы стоим на другой, и разговаривать с нами. Тем не менее, они абсолютно заключены в некую тюрьму этой рекой, не покидая острова, который она окружает, и не принимая посетителей…

Эти новоприбывшие рассказали находящимся там поселенцам из колена Дана об уничтожении Священного Храма — это было то, о чем люди колена Дана совершенно не знали. Однако в это время там было только колено Дана; Гад, Ашер и Нафтали пришли после разрушения Храма. Они жили с Исахаром, но Исахар дразнил их, называя «сыновьями рабынь». Эти три колена были обеспокоены тем, что такая вражда между ними и Исахаром может так и не прекратиться, поэтому они поднялись и ушли, и отправились туда, где уже проживало колено Дана». (7)

Рабби Цемах Гаон ответил: он согласен с тем, что большая часть истории Эльдада соответствует еврейской традиции и тому, что уже известно. Он объяснил неточности рассказов об испытаниях и невзгодах путешествий этого человека.

Кроме всего, рассказ Эльдада о потомках Моше (бней Моше) также встречается в Таргум Йонатан бен Узиель (Таргум – общее название для переводов Торы на арамейский язык):


«Бог сказал: [Хотя] Я заключил завет, что не возьму Себе другой народ вместо этого, от тебя [Моше] произойдет великое множество; и со всеми твоими потомками я сделаю чудесные вещи тогда, когда они сойдут в плен по рекам Вавилона. Ибо Я выведу их оттуда и сделаю их обитающими у реки Самбатион…».(8)

Талмуд объясняет, что Моше заслужил стать отцом великого народа, потому что после того, как израильтяне согрешили с золотым тельцом, Бог сказал ему: «Отступи от Меня, и Я истреблю их и сотру имя из поднебесной, и произведу от тебя народ более сильный и многочисленный, чем они…» (Дварим, 9:14). Но Моше усердно молился, и Всевышний в конечном счете простил сынов Израиля. Тем не менее, «ни слова из благословения, вышедшего из уст Святого, благословен Он, даже основанного на каком-то условии, не было когда-либо взято назад».

Таким образом, великому народу было суждено произойти от Моше (Талмуд, Брахот 7a).

Подлинность истории Эльдада а-Дани обсуждалась в средние века. Многие видные раввины того времени ссылаются на его писания как на действительный источник еврейского закона и истории. Однако есть и такие, кто отвергает его как самозванца и считает его свидетельства плодами фантазии.

Давид а-Реувени

Хотя Эльдад а-Дани предоставил более подробную информацию о десяти коленах, чем кто-либо еще, он был не единственным, кто представился свидетелем их странствий. В 1524 году появился человек, называющий себя Давидом а-Реувени. Он утверждал, что пришел из пустыни Хавор, где проживали колена Реувена, Гада и половина Менаше (но, возможно, это название он почерпнул из Танаха).

Давид рассказывал, что его старший брат Йосеф был правителем этих трех колен и назначил его, Давида, своим генералом. Давид сказал, что брат возложил на него миссию убедить правителей Европы объединить свои силы с их еврейской армией и вторгнуться на Ближний Восток к мусульманам, чтобы освободить Землю Израиля от исламского правления.

Поначалу эти его рассказы были встречены всеми с воодушевлением. Ему удалось встретиться несколько раз с Папой Римским Клементом VII, который дал ему рекомендательные письма для королей Португалии и Абиссинии (Эфиопия), а также защитные грамоты от инквизиции и арестов. Однако после триумфа его миссии и нескольких лет дипломатического маневрирования Давид все же был арестован в 1532 году королем Священной Римской империи Карлом V и отдан под суд. Власти передали его инквизиторам Испании, где он скорее всего умер в тюрьме.

Итак, где же они?

Несмотря на то, что больше никаких важных заявлений и свидетельств о десяти потерянных коленах не было, тем не менее, на протяжении всей истории было много других предполагаемых открытий и наблюдений всевозможных путешественников и исследователей, и, что привело к изобилию теорий, часто надуманных, о настоящем местонахождении потерянных колен. В этот список входят такие страны, как Африка, Япония, Китай, Индия, Афганистан, Курдистан, Кавказ, Йемен, Персия и даже Америка.

До того, как был исследован весь земной шар, предполагалось, что, возможно, эти колена проживают в каком-то еще не открытом регионе. Эта идея была вызвана открытием Америки, «нового мира».

В 1655 году великий еврейский философ и адвокат рабби Менаше бен Исраэль, чтобы придать вес своей петиции, адресованной Оливеру Кромвелю, о возвращении евреев в Великобританию (были изгнаны королем Эдуардом I в 1290 г.) использовал теорию о том, что американские индейцы были потомками десяти колен. Хотя полного успеха этой теории раби Менаше не добился, все же петиция его в итоге привела к тому, что евреям снова разрешили жить в Великобритании.

Скрытый потенциал — единство Израиля

Рабби Иеуда Лёв (1609), Маараль из Праги, учил, что мы никогда не найдем эти колена, сколько бы ни искали. Он объяснял, что изгнание десяти колен — это воля Небес, и приговор не будет отменен до наступления эпохи Машиаха. Даже знание их местонахождения уже было бы шагом к воссоединению, но Бог постановил, что до момента окончательного избавления не будет никакого воссоединения. Другими словами, в конечном счете все дело в воле Всевышнего, который удерживает нас от того, чтобы обнаружить потерянные десять колен.

Кроме того, Маараль предлагает необычную иинтерпретацию Мидраша, приведенного выше, который описывает изгнание и воссоединение десяти колен.

В настоящее время, говорит Маараль, эти колена существуют только в потенциале (по этой причине они не упоминаются по имени). Фактически их потенциал настолько неявный, что как будто их вообще не существует. Образ Бога, выводящего колена из-под земли (из горы), это еще один способ сказать, что Он превратит этот потенциал в реальность. Земля же особенно подходит для такой метафоры, поскольку она действительно содержит в себе потенциал для созревания и «выведения» плода. Отсюда идея о Масличной горе.

Он добавляет, что именно по этой причине Мидраш утверждает, что «в три места были изгнаны десять колен» — подразумевается намек, что они были отделены от всего еврейского народа тремя способами.

1-й – это отдаление на большое расстояние, поэтому сказано, что они были отправлены к реке Самбатион.

2-й — они отделены не только расстоянием, есть еще непреодолимые препятствия на пути. В этом заключается смысл заявления о том, что часть их была выслана в отдаленную страну за рекой Самбатион.

3-й — они были рассеяны между народами и были «проглочены» ими настолько, что могут даже не знать, что относятся к десяти коленам Израиля. Вот почему в Мидраше говорится, что десять колен были отправлены в изгнание и «проглочены»: они полностью забыли свою еврейскую идентичность, будто ее «проглотила» какая-то неведомая внешняя сила (Нецах Исраэль, гл. 34).

В заключение

Независимо от нынешнего местонахождения десяти колен — скрыты они в каком-то отдаленном, недоступном месте или «проглочены» другими народами, — Бог постановил, что в конечном итоге во времена окончательного Избавления они вернутся: «И будет в тот день: вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ашурской (Ассирия ) и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться Господу на горе святой в Иерусалиме» (Йешаяу, 27:13)

Сноски

  1. Согласно комментарию Раши на Кидушин (72а) Халазон — название реки. По словам рабби Натана бен Йехиэля из Рима (Арух), здесь на самом деле говорится про Халван, который был на расстоянии сорока парасангов (или фарсахов; древняя персидская мера длины, по разным данным от 5 до 7 км) от Багдада.
  2. Хавор обычно принято отождествлять с древним царством, известным как Адиабена — это регион между реками Капрус и Ликус в Ассирии, на сегодняшний день место в северном Ираке на юго-востоке от озера Ван.
  3. Идентифицируют: 1) с Ганзаком, 2) со столицей Мидии Атропатена (в современном северо-западном Иране к югу от Тебриза), 3) с районом в северо-восточной Сирии на реке Хабур.
  4. В трактате Кидушин читается как «Нихаванд», город к югу от Экбатаны (ныне Хамадана, Иран).
  5. Рабби Давид Бонфил в комментарии на Талмуд (Сангедрин, 110б) пишет, что даже рабби Акива соглашается, что потерянные колена вернутся. Он цитирует мудрецов в Мидраше (Ялкут Шимони, Ваикра, 675): «Ты потеряешься среди народов…» (Ваикра, 26:38): Рабби Акива сказал, что это о десяти коленах, которые были изгнаны в Мидию. См. Также комментарии рабби Моше бен Нахмана, Рамбана (учитель рабби Давида Бонфила) и рабби Нисима (Рана) на Талмуд (Гитин, 36а), что изгнанниками в Мидии оказались евреи, которых вернул Ирмияу. Те, что оставались в Мидии и не возвращались с Ирмияу, никогда не уходили в вавилонское изгнание вместе с остальными евреями и не возвращались в Израиль, когда был построен Второй Храм. Скорей всего они стали ассимилироваться со своими не еврейскими соседями.
  6. Хотя рабби Иеуда Лёв, Маараль из Праги, пишет в своей работе Нецах Исраэль (гл. 34), что «Африки» не относится к тому, что обычно называют Африкой, это место описывается в других местах Талмуда (напр., Тамид, 32а) как находящееся за непроницаемыми «темными горами».
  7. Талмуд, Сангедрин, 65b. Очевидно, тот факт, что раби Акива упоминает реку Самбатион, которая обычно ассоциируется с легендой о десяти коленах, дает основание раби Давиду Бонфилу утверждать, что даже раби Акива соглашается, что некоторые из людей из десяти колен вернутся. Самбатион также упоминается Плинием Старшим в его «Естественной истории» (31:18). Иосиф Флавий (Иудейская война, 7:5:1) также говорит об этом, однако в отличие от раби Акивы он утверждает, что река шесть дней отдыхает, а на седьмой начинает бурлить.
  8. Письмо еврейской общины Кайруана рабби Цемаху Гаону, а также ответ Рабби Цемаха можно найти у раввина Д. Эйзенштейна, Оцар Мидрашим, т. 1, с. 20.

Вконтакте

Десять потерянных колен - племена потомков десяти из двенадцати колен Израиля, которые после гибели попали в ассирийский плен.

Исторические сведения о десяти коленах весьма отрывочны, и на протяжении многих веков местонахождение десяти колен оставалось загадкой, множились теории, предположения и мистификации, связанные с отождествлением десяти колен среди других народов - в центральной Азии, Африке и даже среди американских индейцев.

К десяти коленам относятся потомки следующих сыновей Иакова:

  • Сыновья Лии: Рувим, Симеон, Иссахар, Завулон.
  • Сыновья Рахили: Иосиф, два сына которого Манассия (Меннаше) и Ефрем составляли отдельные колена.
  • Сыновья Валлы: Дан, Неффалим.
  • Сыновья Зелфы: Гад, Ашер.

К десяти коленам не относятся Левий, выполняющий особую роль, и два колена, составляющих - Иуда и Вениамин.

В Земле обетованной каждое колено получило свой удел.

После смерти в 928 г. до н. э. царя Соломона во времена царя Ровоама единое Израильское царство распалось на два царства: Иудею на юге (земли колен Иуды и Вениамина) и Израиль на севере (территория проживания остальных десяти колен).

К Израильскому царству отошло девять колен - Завулон, Иссахар, Ашер, Неффалим, Дан, Манассия, Ефрем, Рувим и Гад.

К ним отошло определенное количество потомков Левия, которым не принадлежала территория.

О колене Симеона ничего не говорится, к этому моменту это колено могло уже исчезнуть. Иерусалим при этом принадлежал Иудейскому царству.

В 732-722 до н. э. Израильское царство было захвачено Ассирией; большая часть его населения была уведена в плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы.

Так началась первая еврейская диаспора. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали.

Упоминания о принадлежности конкретным коленам с годами появляются всё реже и реже. Редкие упоминания о принадлежности десяти коленам имеются на рубеже нашей эры.

Согласно Новому Завету, некая пророчица Анна происходила из колена Ашера (Лука 2:36). Рассказывается о встрече Иисуса Христа с самаритянкой (принадлежащей десяти коленам), при этом отмечалось, что самаритяне не общаются с иудеями.

Спорным вопросом является принадлежность колена Симеона к «десяти потерянным коленам». Это племя не жило на севере, поэтому иногда считается, что потерянных колен было девять.

Племена, претендующие на происхождение от определённых колен израилевых

Много небольших групп претендуют на своё происхождение от десяти колен. Не все из них проходят генетический тест на гаплогруппу J (Y-ДНК):

  • Бней-эфраим - маленькое племя на юге Индии в штате Андхра-Прадеш, говорит на языке телугу, считает себя потомками колена Ефрема.
  • Бней-менаше - маленькое племя в индийских штатах Манипур и Мизорам, считает себя потомками колена Манассии.
  • Бней-исраэль - группа евреев, говорящая на языке маратхи и проживающая в Бомбее и крупных городах Индии и Пакистана. Некоторые исследования относят их к Десяти коленам.
  • Лемба — анализ ДНК, проведенный учеными Лондонского Университета, свидетельствует о том, что африканское племя лемба, обитающее в Зимбабве и ЮАР, имеет еврейские корни. Исследование генетического материала членов этого немногочисленного клана позволяет ученым утверждать, что они относятся к роду Коэнов – верховных священнослужителей Храма.
  • Племя Насрани из Малабара (Керала) в Индии считают себя евреями, происходящими от Израильского царства.
  • Бета Исраэль, называющие себя Фалаша на языке геэз, известные как эфиопские евреи, считают себя потомками колена Дана.
  • Персидские евреи (и, в частности, Бухарские евреи) считают себя потомками колена Ефрема.
  • Евреи Игбо в Нигерии считают себя потомками колен Ефрем, Манассии, Завулона, Гада и Левия.
  • Самаритяне, живущие в Израиле в городах Шхем и Холон, считают себя потомками колен Ефрема и Манассии, которые не отправлялись в изгнание, проживали там с библейских времён.
  • Грузинские евреи - претендовали на происхождение от Иссахара.

Племена, претендующие на происхождение от неопределённых колен

Некоторые племена утверждают, что они происходят от десяти колен, но не указывают конкретно, от каких. К ним относятся:

  • Караимы. Большинство религиозных караимов в настоящее время считают себя продуктом смешения остатков десяти колен израилевых с прозелитами тюркского происхождения, перешедшими в караимизм, вопреки мнению их светских лидеров, настаивающих на чисто тюркском происхождении караимов.
  • House of Israel (Ghana) - племя в Гане.
  • Пуштуны, проживающие в Афганистане утверждают, что происходят от десяти колен.
  • Народ Цян из северо-западного Китая считают себя потомками Авраама.
  • англо-израилиты (en:British Israelism) считают, что британцы - прямые потомки десяти колен.
  • Макуя - японское новое религиозное движение, которое считает, что японцы связаны с десяти коленами, сильно повлиявшими на культуру и религию их страны.

Мормоны верят, в то, что Господь обещал, что Израильтяне, Его заветный народ, однажды будут собраны:

«И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их» (Иеремия 23:3).

Под физическим собирание Израиля подразумевается то, что Израильтяне будут

«приведены домой в земли своего наследия и... поселятся во всех своих землях обетованных»

Книга Мормона, 2 Нефий 9:2

Колена Ефрема и Манассии будут собраны на землях Америки. Колено Иуды возвратится в город Иерусалим и его окрестности. Десять потерянных колен получат от колена Ефрема обещанные им благословения.

Современные пророки учат тому, что члены Церкви СПД должны созидать Царство Божье в своих собственных странах. Старейшина Брюс Р. Макконки сказал:

«Каждый кол на земле есть место собирания потерянных агнцев Израилевых, живущих в этом районе. Место собирания перуанцев находится в кольях Сиона в Перу или в тех местах, которые скоро станут кольями. Место собирания чилийцев находится в Чили; боливийцев в Боливии; корейцев в Корее; и так совершается по всей длине и ширине Земли».

Учебник Основы Еангелия изданый Церковью Иисуса Христа Святых Последних Дней, глава 42 «Собирание Дома Израилева» стр.269

Теории о потерянных десяти коленах

Уже в позднее время и евреи, и христиане, исследуя библейские и другие источники, стали выдвигать многочисленные теории о судьбе потерянных колен.

Среди ашкеназов потерянные колена получили название Die Roite Yiddelech (красные еврейчики), считалось, что они отрезаны от остальной диаспоры легендарной рекой Самбатион, эту реку из кипящей воды и стен огня и дыма невозможно перейти.

Скифы и киммерийцы

Согласно этим теориям ассирийцы депортировали некоторые или все северные колена в Скифию.

Сторонники этой теории интерпретируют Бехистунскую надпись. На это указывал, в частности, Джордж Роулинсон.

При этом обращают внимание на сходство головного убора израильского царя Иегу и короля саков в дальней правой части изображения. При этом ассирийское название Дома Израильского «Khumri» фонетически тождественно с «Gimirri» (киммерийцы).

На основе этого предполагаемого соответствия строятся много теорий, приписывающих происхождение от десяти колен разным европейским народам.

Критики этой теории обращают внимание на полное несоответствие и несовместимость обычаев скифов и еврейских племён.

Британский израилизм

Сторонники этой теории считают, что от скифов и киммерийцев происходят англосаксы и далее - некоторые европейские народы, в первую очередь англичане и американцы. Теория возникла в Англии и потом распространилась в США.

В первую очередь эту теорию распространял Герберт Армстронг, основатель «Всемирной Церкви Бога». Потом данная организация остыла к этой теории, но её подхватили другие секты.

Британско-американская гипотеза

Эта теория отличается от британского израилизма, но считает, что скифы и киммерийцы как потомки десяти колен, породила различные европейские нации. При этом ортодоксальные комментарии раввинов истолковываются как имеющие отношение к европейским народам = потомкам десяти колен.

Сторонники этой теории считают, что от десяти колен происходят (частично) финны, швейцарцы, шведы, норвежцы, ирландцы, валлийцы, французы, бельгийцы и голландцы.

От колена Дана происходят (частично) датчане, ирландцы и валлийцы. В десять племён входят также хазары.

Полезная информация

Десять потерянных колен
ивр. עשרת השבטים
англ. Ten Lost Tribes

Другие гипотезы

Существует также гипотеза о том, что потомки 10 колен определяются через генетический тест на гаплогруппу R (Y-ДНК). Тогда в их число войдёт большинство европейских народов, включая русских. Теория также плохо соответствует современным исследованиям археологии и антропологии.

Курды

Основанием для гипотезы о том, что курды представляют потерянное колено, является генетическая близость гаплогруппы J (Y-ДНК) еврейского духовенства (коэнов) и курдов. Однако совпадение из выборки 95 курдов-мусульман с гаплотипом CMH наблюдалось только в одном случае. Детальный статистический анализ показывает, что достоверность выводов о генетическом родстве на основании данного гаплотипа недостаточна.

Японская гипотеза

Выдвигалась также гипотеза, что японцы являются потомками десяти колен. Основанием служили параллели между японскими и еврейскими ритуалами и даже языком. Известна также статья Кубо Аримаса. К подобному выводу пришёл также Иосиф Айделберг.

Ирландцы

Существует теория, что ирландцы или островные кельты являются потомками десяти колен. Сторонники этой теории считают, что пророк Иеремия посетил именно Ирландию с принцессой Теа Тефи, принадлежащей королевскому роду Израильского царства. При этом указываются параллели между еврейской и ирландской культурой.

Элементы этой теории сходны с позицией британских израилитов.

Аборигены Америки

Отдельные исследователи XVII и XVIII вв. собирали доказательства того, что некоторые племена американских аборигенов происходят от десяти колен. Подобных теорий имеется достаточно много.

Книга Мормона также утверждает, что американские туземцы происходят от колена Манассии.

Некоторые исследователи, такие как Хаушуа Амариэль, видят генетическое и лингвистическое сходство между индейцами чероки и евреями.

Вот их имена: Реувен, Шимон, Леви, Йегуда, Звулун, Иссахар, Дан, Гад, Ашер, Нафтали, Йосеф, Биньямин.
Пересчитали? Двенадцать? Но не все так просто с арифметикой, как кажется. Сыновья Йосефа - Менаше и Эфраим - сделали стремительную карьеру. Иаков усыновил своих внуков и «назначил» родоначальниками двух самостоятельных колен вместо их отца. Колен, таким образом, стало тринадцать. Вероятно, для того, чтобы сохранить сакральное для многих ближневосточных (но не только) культур число 12 в неприкосновенности, одно из колен - Леви - стали держать «в уме». Библия объясняет это тем, что на потомков Леви было возложено служение в скинии , а потому в отличие от остальных колен они не получили удела в Земле обетованной.

2. После смерти царя Соломона (около 928 год до н.э.) еврейское государство разделилось на два: Иудею и Израиль. В Иудее оказались колена Йегуды и Биньямина, а остальные десять колен составили население Израиля. В 721 году до н.э. ассирийский царь Саргон II захватил столицу Израильского царства Самарию и угнал в плен его жителей. С этого момента десять из двенадцати колен Израиля исчезли с исторической арены. Трагическая судьба потерянных колен и в Библии, и в более поздней традиции объясняется справедливым возмездием за грехи. Однако надежда на их возвращение не умирает вот уже почти три тысячи лет. Раз, два, три, четыре, пять… идем искать.

3. Некоторые древние авторы демонстрировали завидную осведомленность о судьбе потерянных колен и утверждали, что изгнание способствовало их исправлению. Так, апокрифическая Книга Эзры упоминает, что они живут за рекой Ефрат в стране Арсареф, строго соблюдая Закон.
Еврейский историк Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» пишет, что «десять колен до сих пор живут по ту сторону Ефрата и столь многочисленны, что их невозможно исчислить». А римский писатель Плиний Старший сообщает, что вернуться из изгнания потерянным коленам мешает река Самбатион с ее бурным течением. В субботу русло реки высыхает, «но перейти ее нельзя, чтобы не нарушать Закона о субботнем дне, когда запрещено совершать далекие путешествия, и при попытке ее перейти в субботу, река начинает бурлить со страшным шумом. Поэтому десять колен Израиля не могут воссоединиться с двумя коленами, - лишь с приходом Мессии это станет возможным».

4. Мудрецы Мишны и Талмуда, которые, как известно, редко проявляют единодушие по какому-либо вопросу, не изменили себе и в данном случае. «Как этот день проходит и не возвращается, так и израильские колена ушли и не вернутся», - утверждал рабби Акива . «Темнеет и светает. Так же и десять колен: сначала они были во тьме, но потом будет и для них свет», - возражал ему рабби Элиезер. Десять колен «не вернутся, если их дела таковы, как и в тот день (т.е. до их изгнания), но они возвратятся, если дела их (теперь) не таковы», - резюмировал рабби Шимон бен Йегуда.

5. Еврейский «барон Мюнхаузен» Эльдад Данит (IX век) в своей изобилующей удивительными подробностями книге рассказывает, что сам происходит из колена Дана, а рядом с данитами в «Золотой стране» возле Красного моря «живут в мире и согласии» и другие потерянные колена - Нафтали, Гада и Ашера:

«Там нашли они себе хорошую землю, плодородную, просторную, изобилующую садами, парками, полями и виноградниками И кушиты стали платить дань пришельцам, потому что боялись их У названных колен золото в изобилии; очень и очень много овец, рогатого скота, верблюдов, лошадей и ослов; они сеют, жнут и живут в шатрах, кочуют от границы до границы Детей у них столько, сколько песка на берегу моря, и все мужчины очень воинственны…».

Потомки пропавшего колена Иссахара, писал Эльдад, живут «в горах, на берегу моря, в конце персидской и мидийской земель; живут они мирно, спокойно и беспечно, занимаются скотоводством, говорят на священном языке и изучают Тору». К югу от колена Иссахара располагается в шатрах колено Звулуна: «между ними мир, любовь, братство и дружба». А колено Эфраима и половина колена Менаше живут в Южной Аравии, возле Мекки, - они «очень сильны и воинственны, так что один в состоянии победить тысячу человек». А колено Шимона и половина колена Менаше «обитают в стране кузарим (хазар)‚ на расстоянии шести месяцев пути от Иерусалима; они неисчислимы и берут дань с 25 царств. Исмаильтяне платят им дань по причине их страшного вида и храбрости».

6. Узнав о существовании в далекой Хазарии «еврейского» государства, высокопоставленный чиновник при дворе арабских халифов в Испании Хасдай ибн Шапрут (Х век) был невероятно воодушевлен:

«Чрез это мы подняли голову, наш дух ожил и наши руки окрепли. Царство моего господина стало для нас (оправданием), чтобы раскрывать смело уста. О если бы эта весть получила большую силу, так как благодаря ей увеличится наше возвышение. Благословен Господь, Бог Израиля, который не лишил нас заступника и не упразднил светоч и царство у колен израильских!».

Читая Слово Божие, создается впечатление, что после Ассирийского плена 10 колен Израильских потеряны навсегда. Какие существуют взгляды по этому поводу?

Миф о "Десяти потерянных коленах Израиля" не имеет существенного Библейского основания. Откройте Библию и проследите внимательно, читая места Священного Писания, которые будут предложены ниже. Как известно из Библейской истории, 10 колен Израиля и 2 колена Иудина и Вениаминова образовали государства Северное и Южное, соответственно. Нужно отметить, что к тому времени иудеи и израильтяне могли селиться на других землях, если позволяли обстоятельства или этому понуждала жизненная необходимость. Также, описание Ветхозаветной жизни отображает действительность того времени в отношении многих израильских семей, которые стали отождествлять себя с домом Давида задолго до Ассирийского пленения, и уже тогда переселились в города Иуды. Восстание Иеровоама и последующий политический кризис послужили тому, что многие жители Северного царства перешли на сторону Южного царства, чтобы в общем согласии служить Господу вместе с домом Давида в Иерусалиме.

В 930 г. до Р.Х. Иеровоам правил над Северным царством из столицы Сихем в Самарии. Когда Иеровоам обратил свое царство к служению идолов, тогда левиты и все другие богобоязненные люди его страны иммигрировали на юг, в царство Ровоама. Устрашенные тем, что Иеровоам установил поклонение золотому тельцу в земле Дана и Вефиле, многие семьи из этих земель также переселились на юг. Они знали, что есть только одно место, угодное Богу -храм на горе Мориа. И на оборот, те из иудеев, кто склонялся к идолопоклонству, иммигрировали на север, к Иеровоаму.

Позже, когда Аса царствовал на юге, другая волна беженцев переселилась с севера на юг. Для чего я привожу эти факты? Чтобы можно было понять, что значительное число Израильтян проживали на территории Иудеи, и впоследствии, эти люди, принадлежащие к 10 коленам Израиля, были сохранены от Ассирийского пленения. Это неумолимый факт против мнения, что все 10 колен Израиля рассеялись, ассимилировались и навсегда потеряли принадлежность к своему историческому прошлому.

Есть ли ещё какие-либо свидетельства в Библии, что после Ассирийского пленения израильтяне продолжали своё существование? Ну, хотя бы обратите внимание на воззвание царя Езекии Иудейского ко всем израильтянам прийти и совершить служение в Иерусалиме для празднования Пасхи. А это случилось гораздо позже Ассирийского пленения, не так ли? Ведь это место Священного Писания говорит об остатке, уцелевшем от руки царей Ассирийских. А вот ещё один факт: 80 лет спустя, иудейский царь Осия также обратился с воззванием, и приношения для храма были получены от кого? От Ма-насии, Ефрема, и... от всех остатков Израиля! Эти факты ещё раз подтверждают, что уже гораздо позже, после Ассирийского пленения, представители всех 12 колен собрались на юге. Сам Господь обращается к 12 коленам.

Есть ещё один уникальный факт, о котором я хочу упомянуть. В 724 году до Р.Х. Салманассар V, царь Ассирийский, осадил Самарию на 3 года. Осия, царь Израильский, попытался восстать и не платить подать ассириянам. Для этого он постарался, хотя и безуспешно, заключить союз с фараоном Египетским. Конечно, это был безумный шаг, в результате, которого столица Иеровоа-ма, Самария, пала в 722 году до Р.Х. с последующей передачей власти Саргону II в 721 году до Р.Х.

Ассирийцы внедрили излюбленную методику сохранения политической власти на захваченных территориях. Прежде всего, нужно оговориться, что пленных они не уничтожили - это было их достояние, рабочая сила, это был их огромный экономический потенциал. Пленные работали на землях, предоставленных самим царем Ассирийским. Вы найдете этот факт, читая предложенные ниже в ссылках места Св. Писания. И наоборот, другие народы были привезены и размещены на территории Самарии. Результатом чего и получилось этническое смешение в некоторых случаях. Самаряне стали не сообщаться с иудеями, потому что те, в свою очередь, относились предвзято к самарянам. Так вот, из записей царя Саргона следует, что выселено было только 27,290 человек и 50 колесниц. Население же Северного царства насчитывало в то время где-то около 400 - 500 тыс. человек. Только примерно 1/20 часть населения была выселена из столицы Самарии, большей частью главенствующие в народе.

Обратите внимание, что даже языковый барьер не существовал между иудеями и израильтянами. Беседа Самарянки с Иисусом происходила на понятном для обоих языке. Поклонение живому Богу было равнозначно как для самарян, так и для иудеев.

В 586 г. до Р.Х. члены всех 12 колен израильских были во влечены в бедственные события, принесенные военным нашествием со стороны Вавилона. Тогда Исайя обращался на юге к кому? Читайте Ис. 48:1: «Слушайте это, дом Иакова, называющийся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина...» После Вавилонского пленения слово "Израиль", относится ко всему дому Иакова, без разделения.13 Неемия использует слово «Иуда» 11 раз, «Израиль» - 22 раза. Неемия также говорит обо всем Израиле (Неем. 12:47).

А в Новом Завете есть ли подтверждения этим фактам? Да, есть! Наш Господь сказал, что Он принес Себя в жертву за "погибших овец дома Израилева".Люди из 12-ти колен Израилевых упомянуты в Новом Завете: Завулон, Нефалим (Мф. 4:13), Асир (Лук. 2:36), Левий (Деян. 4:36), Вениамин (Фил. 3:5). Апостол Павел говорит: «которого исполнение надеются увидеть наши 12 колен, усердно служа Богу день и ночь...».15 12 колен Новый Завет упоминает 75 раз и обращается к Иудеям 174 раза. Павел говорит, что не весь Израиль ожесточился.16 Стоит заострить внимание на словах -«сохранился остаток...» Петр обращается: «Мужи Иудейские» (Деян. 2:14), а в (Деян. 2:22) - «Мужи Израильские».

Можно было бы продолжать этот список и дальше, но, я думаю, что для пытливого ума этого уже достаточно. В заключении хочу сказать, что лукавый дух был, есть, и останется лжецом. Он говорит и вам, что нет надежды на спасение; что Бог не видит то, что происходит на земле; что обетования Божий не исполнятся.

По прошествии некоторого времени после смерти и воскресения Иисуса Христа, люди Израиля и Иудеи вновь потерпели поражение, но уже от Римской империи. В результате, их земля и города были разграблены, сотни тысяч людей убиты, а оставшиеся в живых, отведены в плен. Значит ли это, что оставшиеся в живых двенадцать колен смешались с другими народами и потеряны навсегда?

Обратите внимание на следующие факты. По последним данным, предоставленным центральным ведомством статистики в Jerusalem Post, около 77000 иммигрантов только в прошлом году прибыло на Обетованную землю, что на 35% больше чем в 1998 году. Эта цифра превышает общее количество приезжих, начиная с 1995 года. Ари Палтиел (Ап Равел), глава Центральной Службы Радиовещания, назвал это увеличение населения «внезапным и неожиданным». Он сказал, что 960000 иммигрантов прибыли за последнее десятилетие, сравнивая эту цифру с 700000 прибывших между 1948 и 1951 годами.

Всё это подтверждает исполнение пророческого слова, сказанного в книге Исайи: «Но жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли северной, из всех земель, в которые изгнал их; ибо возвращу их в землю их, которую я дал отцам их»18. Далее, можно было бы дополнить, что этот народ, собирающийся в землю отцов своих, уже не будет более делится на два государства, как прежде. «На этой земле, на горах Израиля, Я сделаю их одним народом, и один царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут впредь разделятся на два царства». Будут ли и далее евреи разделятся на колена уже после объединения в одно государство? Прочитаем в книге Исайи:

«И прекратится зависть Ефрема, .. .Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема». Также пророк Осия пишет: «И соберутся сыны Израилевы и сыны Иуды вместе...» В книге Откровения мы читаем об увиденном Иоанном городе Иерусалиме, который нисходил с неба от Бога, где на воротах написаны имена 12 колен сынов Израилевых.

Бог не изменяет Своему слову. Его обещания приходят в исполнение и в наши дни. Готов ли ты к встрече с Господом? Будет ли твое имя вписано в Книгу Жизни?

Любите Бога, исполняйте Его закон! Он даст вам спасение и избавит вас от годины искушения, как некогда спас Свой избранный народ от полного истребления.